Басов Михаил Яковлевич

Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Басов Михаил Яковлевич (1892—1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор концепции функциональной периодиза­ции деятельности.

Фотографии

Биография

Ученик А.Ф. Лазурского, под руководством которого начинал свою научную деятельность в психологи­ческой лаборатории института Бехтерева (Петроград) (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический Институт им. В.М. Бехтерева). После смерти своего учите­ля Б. возглавляет лабораторию (1920), ко­торая входила в состав Института по изу­чению мозга и психической деятельнос­ти, организованного В.М. Бехтеревым на основе Психоневрологического института.

Некрополь

Области научных исследований

  • Общая психология
  • Методология психологического исследования
  • Педология

Научный вклад

Большое внимание Б. уделял анализу и разработке методов психологического ис­следования. Однако главным его исследова­тельским интересом становится проблема закономерностей и движущих сил психи­ческого развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психоло­гии. В работах «Методика психологических наблюдений над детьми» (1926), «Общие основы педологии» (1931) Б. развивал идеи А.Ф. Лазурского о роли естественного эк­сперимента как ведущего при исследова­нии психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педа­гогическую практику и метода наблюде­ния, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперимен­те эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, «ко­торый может быть применен ко всем формам развития психических функ­ций.» Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностя­ми его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотноси­лась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что прак­тически исключается в лабораторном эк­сперименте. Важнейшей заслугой Б. яв­ляется разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. — идея о том, что человек есть активный де­ятель в объективной, закономерно орга­низованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в измене­нии среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом струк­турированная ситуация. Из этого поло­жения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие — это два разных процесса, которые подчи­няются разным законам. Развитие орга­низма определяется механизмом биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деяте­ля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, при­нимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Глав­ный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в сре­ду и овладевает ею путем активного ее познания. Б. разработана функциональ­ная периодизация деятельности, в кото­рой выделены следующие уровни: 1) про­стая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным сти­мулом, не связанным с другими; 2) ассо­циативно-детерминированная деятель­ность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыду­щим; 3) апперцептивно-детеминирован-ная деятельность, характеризующаяся ус­тремленностью к определенной цели и планомерностью течения. Чтобы подчер­кнуть разницу своего подхода к активно­сти человека, Б. впервые в истории оте­чественной психологии вводит термин «деятельность», говоря о «деятельности организма в окружающей среде, с помо­щью которой он устанавливает и выявля­ет свои взаимоотношения с нею». Прин­ципиальная новизна позиции Б. заклю­чалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-истори­ческий контекст, так как развитие чело­века как деятеля определялось окружаю­щей и воздействующей на него природ­ной и культурно-исторической средой. Как существо социальное и историческое человек «развивается на основе всей сум­мы опыта бесконечного ряда предше­ствующих поколений». Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в опреде­ленной области профессионального тру­да, Б. обосновывал идею о том, что дея­тельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятель­ность профессиональная, несет в себе не­обходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о на­уке как о факторе, организующем дея­тельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой дея­тельности. Т.о. в теории Б. были заложе­ны не только новые методы исследования психического развития, но и новые под­ходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусст­венно созданной средой, в которую вхо­дят «наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей» [1].


Библиография работ

  1. Методика психологических наблюдений над детьми, 1926,
  2. Общие основы педологии, 1931

Басов М.Я. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Басов Михаил Яковлевич

Ссылки

  1. Марцинковская Т.Д. Басов Михаил Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 38-39