Богоявленская Диана Борисовна
Содержание
Авторы справочной статьи
Персоналия
Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности.
Биография
Д-р психологических наук (1988), профессор (1990). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (с 1990), затем РПО (с 1994); член президиума Координационного совета РПО (1996). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999) и премии Президента РФ по программе «Дети России» (за особый вклад в работу с одаренными детьми, 2001). Окончила психологический (1958) и философский (1962) фак-ты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (сейчас - Психологический институт РАО) (1965-1968). Ученица С.Л. Рубинштейна. С 1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила канд. дис: «Методы исследования интеллектуальной активности», в 1988 г. — докт: «Психологические основы интеллектуальной активности». С 1990 г. зав. лабораторией «Диагностики творчества» ПИ РАО [1].
Области научных исследований
- Психология творчества
- Психология одаренности
- Психология мышления
Научный вклад
Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности. Выделив «единицу анализа творчества», разработала экспериментальный диагностический метод — «Креативное поле» (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм «спонтанных» открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития («самодвижения деятельности» и «познавательной самодеятельности»), фиксировать выход в область «непредзаданного», что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология. Б. является зам. председателя Координационного совета Президентской программы, ответственным ред. коллективной монографии . Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции «Одаренность: рабочая концепция» (2000, 2002) [2].
Библиография работ
«Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983, «Психология творческих способностей», 2002«Одаренные дети» (1997)«Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997) «Психология сегодня». Вестник РПО, в 4-х тт., М., 1996; «Педагогические системы: одаренные дети», М., 2000.
Фотографии
Богоявленская Д.Б. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Богоявленская Диана Борисовна
Ссылки
- ↑ Карпенко Л.А., Кольцова В.А. // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68.
- ↑ Карпенко Л.А., Кольцова В.А. // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68.
- Психологи России
- Психологи СССР
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1932 году
- Москва
- Московская область
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
- Психологический факультет Московского государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Философский факультет Московского государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Российское психологическое общество
- Ученики С.Л. Рубинштейна
- Психология творчества
- Психология одаренности
- Психология мышления