Гальперин Петр Яковлевич

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) — российский психолог, специа­лист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возра­стной и педагогической психологии.

Биография

Д-р психологических наук (1965), профессор (1966). Засл. деятель науки РСФСР (1980). Окончил Харьковский медицинский институт (сейчас - Харьковский национальный медицинский университет) (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харь­ковском психоневрологическом ин-те (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины), за­ведуя лабораторией психофизиологии. Вел педагогическую работу в Харькове и Донец­ке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Ле­онтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941 —1943 гг. ра­ботал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ доцент, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии (с 1967), профессор-консультант (с 1983) [1]..

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Общая психология
  • Возрастная психология
  • Педагогическая психология

Научный вклад

Г. — последователь генетического подхода в изучении психического развития, обоснованного Л.С. Выготским. Стремился решать принципиальные вопросы психологии не редукционистскими, а собственно психологическими методами, объективно исследовать психическую деятельность и ее развитие. Г. выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Согласно Г., психика во всем диапазоне ее форм (познавательных процессов, потребностей, чувств, воли) по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа («Введение в психологию», 1976; «Психология как объективная наука», 1998). Он выделил и описал эволюционные уровни активности субъекта — уровень физический, физиологический, сознательные целенаправленные действия субъекта, уровень личностной регуляции действий. По Г., адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент: «магистральный путь исследования психических явлений — это их построение с заданными свойствами». В большинстве своих работ противопоставлял констатирующую («срезовую») и активно формирующую стратегии исследования. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий («Развитие исследований по формированию умственных действий», 1959; «Формирование умственных действий и понятий», 1965). Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит ряд этапов: составление ориентировочной основы действия, формирование действия в материальном плане, в плане громкой речи, во внешней речи про себя, во внутренней речи. На этих этапах происходит систематическая отработка желаемых свойств действия — разумности, обобщенности, сознательности, меры освоения и др. Формирование различных видов таких действий составило главную тему исследований Г. и его сотрудников в 1950—1980 гг. Их результатом явились данные о психологических механизмах познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия и др.), новое решение ряда фундаментальных психологических проблем (природа инстинктов, соотношение обучения и развития и др.). Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики умственного развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности («Методы обучения и умственное развитие ребенка», 1985; «Актуальные проблемы возрастной психологии», 1978). Многие работы Г. переведены и изданы в США, Англии, Германии, Болгарии, Польше [2].

Библиография работ

  1. Развитие исследований по формированию умственных действий, 1959;
  2. Формирование умственных действий и понятий, 1965
  3. Методы обучения и умственное развитие ребенка, 1985;
  4. Актуальные проблемы возрастной психологии, 1978
  5. Введение в психологию, 1976;
  6. Психология как объективная наука, 1998

Фотографии

Гальперин П.Я. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Гальперин Петр Яковлевич

Ссылки

  1. Ждан А.Н., Подольский А.М. Гальперин Петр Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 119-120.
  2. Ждан А.Н., Подольский А.М. Гальперин Петр Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 119-120.