Грот Николай Яковлевич

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Грот Николай Яковлевич (1852-1899) - русский психолог и философ. Один из основателей российской эксперименталь­ной психологии, автор теории эмоцио­нально-нравственного развития человека. Специалист по теории философского зна­ния, гносеологии и этике.

Биография

Родился в семье филолога — академика Я.К. Грота. Обра­зование получил в Императорском Санкт-Петербургском университете (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет), окончив историко-филологический фак-т. После стажировки в Германии, стал про­фессором кафедры философии Историко-филологического института князя Безбородко (сейчас - Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя) в Нежине. Защи­тил магистерскую дис. по теме «Психоло­гия чувствований» (1880), докт. по теме «К реформе логики» (1883), в которых развивал свою концепцию логики и эмо­ций. В 1883 г. Г. — профессор философии в Одессе, с 1886 г. — профессор Москов­ского университета (сейчас - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), где М. М. Троицкий передал ему заведование кафедрой философии и где он работал до конца своей жизни. В 1887 г. Г. возглавил Московское психоло­гическое общество. С 1889 г. он первый редактор журнала «Вопросы философии и психологии» [1]..

Области научных исследований

  • Экспериметальная психология
  • Философия нравственности
  • Психология чувств и эмоций
  • Психология нравственности
  • Методология психологии
  • Психология сна

Научный вклад

В своих ранних исследованиях Г. ориентировался на учение И.М. Сеченова. В дальнейшем его миропонимание эволюционировало от спенсеровского позитивизма (когда он считал, что задача философии в синтезировании научного знания) к признанию наличия метафизической реальности (т.е. признания сверхчувственных принципов и начал бытия), в частности, признания реальности «сознания вселенной» и к утверждению, что «априорный» метод метафизики и есть «метод чувства», который он разрабатывал в своих исследованиях. Развивая программу построения психологии, Г. исходил из того, что психология должна быть объективной естественной экспериментальной наукой. Он был активным сторонником практического использования психологии в педагогике, медицине, юриспруденции («Основания экспериментальной психологии», 1896).Главное достоинство экспериментальной психологии Г. видел в том,что она имеет дело не с субстанциями или явлениями, а с реальными фактами душевной жизни. В то же время ее наибольшая трудность состоит в способе передачи, описания душевного состояния исследуемого субъекта экспериментатору и правильная интерпретация последнего, «так как интуитивное чтение в чужих душах обычно бывает ошибочным». Особое внимание в своих работах Г. обращал на развитие эмоций и чувств, связывая их не только с мыслями, но и с ощущениями («Психология чувств», 1880). Он пытался применить законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии к психологии. В качестве основной единицы душевной жизни выделял «психический оборот», в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету). Говоря о возможности практического применения данных его исследования о связи чувств и ощущений, Г. доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в равновесии между состоянием пессимизма и оптимизма, что существует баланс сил в удовольствии и страдании. Изменение равновесия в сторону страдания изменяет и познавательные способности человека, приводя, как правило, к их снижению. Теория баланса сил (опирающаяся на закон сохранения энергии) связывалась с развитием нравственности у человека: счастье, по мнению Г., заключается в правильном и нормальном равновесии удовольствий и страданий как в их качестве, так и порядке их смены. Это определение счастья во многом являлось основой его дальнейших работ, связанных с исследованием проблемы свободы воли, которую Г. рассматривал как проблему отношения мотивов воли к ее актам. Его основная идея заключалась в том, что свобода личной воли есть дар единой вселенской воли, но достигается она личностью самостоятельно, в процессе индивидуального саморазвития. Большое значение Г. придавал просветительской деятельности, распространению психологических знаний в обществе, чтению открытых лекций, созданию общедоступных курсов [2].

Библиография работ

  1. Основания экспериментальной психологии, 1896
  2. Психология чувств, 1880
  3. О душе в связи с современными учениями о силе, Одесса, 1886;
  4. Что такое метафизика / Вопросы философии и психологии, 1890. Кн. 2

Грот Н.Я. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Грот Николай Яковлевич

Ссылки

  1. Карпенко Л.А., Марцинковская Т.Д. Грот Николай Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 146-147.
  2. Карпенко Л.А., Марцинковская Т.Д. Грот Николай Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 146-147.