Дьяченко Ольга Михайловна
Содержание
Персоналия
Дьяченко Ольга Михайловна (1948 - 1998)
Биография
Д-р психологических наук (1990), чл.-кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства (С 1997 г. — Институт дошкольного образования и семейного воспитания) РАО (1992-1998). Лауреат Государственной премии РФ (1998) за участие и руководство программой «Развитие». Окончила фак-т психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1967-1971) и с этого времени работала в Институте дошкольного воспитания АПН СССР в лаборатории психологии способностей. После смерти Л.А.Венгера, заведовала лабораторией способностей и творчества Исследовательского ЦСиД РАО вплоть до 1998 г.
Некрополь
Области научных исследований
Научный вклад
Российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Профессиональная научная деятельность Д. была связана в основном с исследованием развития познавательных способностей и творчества детей, развитием Детской одаренности, развитием воображения детей дошкольного возраста. Наряду с научной, она вела большую педагогическую работу. Занималась разработкой образовательных программ для детей Дошкольного возраста. Программа «Развитие», создание которой было начато Л.А. Венгером, а затем продолжено под Руководством Д., была отмечена Государственной премией. Ею была разработана система подготовки студентов по практической психологии для дошкольных учреждений сначала на базе факультета дошкольного воспитания МП ГУ, а затем МГППИ. Д. — автор более 150 трудов, программ и пособий по познавательному развитию детей, сборников дидактических игр и упражнений. В работах Д., связанных с проблемами развития способностей и творчества детей дошкольного возраста, разрабатываются новые методы диагностики познавательного развития и способностей детей. Исследования, посвященные анализу роли символа в психическом развитии детей, привели Д. к разработке новых способов активизации творческой деятельности дошкольников
Библиография работ
В 1975 г. под руководством Л.А. Венгера защитила канд. дис. «Использование схематизированного образа в дошкольном возрасте». В 1990 г. защитила докт. дис: «Развитие воображения в дошкольном возрасте». «Воображение дошкольника», М., (1986), «Чего на свете не бывает», М., (1994). «Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: младший и средний возраст» (в соавт.), М., ПИ РАО, Серия «Педагогическая диагностика», 1995; «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста» (в соавт.), М., 1996. «Развитие воображения дошкольника» М., 1996; «Роль слова в развитии воображения дошкольника» (в соавт.)/ Сб. «Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками» /Под ред. Л.А.Венгера. М., 1996 и др. Под редакцией и при участии Д. изданы труды: «Родителям о психическом развитии дошкольников» (в соавт.), М., 1984; «День за днем. Хрестоматия для детей 3-5 лет»(в соавт.), М., 1996; «Одаренный ребенок»/ред., М, 1997; «Введение в дошкольную практическую психологию» (в соавт.), 1998 и др
Фотографии
Ссылки
Веракса Н. Е., Дьяченко Ольга Михайловна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 169