Лопатин Лев Михайлович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855- 1920) — российский философ, психолог. Окончил историко-философский фак-т Московского ун-та (1879), преподавал философию и русскую литературу в гим­ назиях и на Московских высших курсах Герье.

Биография

С 1881 г. работает на кафедре философии Московского ун-та, где вышел его первый печатный труд «Опытное знание и философия» (1881). В 1883 г. Л. сдал маги­ стерский экзамен, в 1885 г. он — приват- доцент, в 1886 защитил магистерскую дис. (на основе первого тома «Положительных задач философии»), а в 1891 г. — докт. (на основе второго тома), в 1892 г. — экстраор­ динарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой филосо­ фии и основным проблемам познания. В 1897 г. — ординарный профессор.

Научный вклад

Обуча­ ясь в Московском ун-те у М.М. Троицко­ го, перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою кри­ тичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о «субъек­ тивности познания», о «пространственно- сти материальных объектов и темпораль­ ное™ духовных», о «логической природе мышления», о приоритете самонаблюде­ ния над другими методами психологии. Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и пси­ хологию), которая «не дала ничего нового, что не было бы известно еще в прошлом веке». Был с 1886 г. членом Московского психологического общества, возглавляемо­ го Н.Я. Гротом, а после трагического для российской философии первого пятилетия XX века, когда скончались М.М. Троиц­ кий, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков, А.А. То- карский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой В.П. Преображенский, стал его предсе­ дателем и ред. журнала «Вопросы фило­ софии и психологии», в котором с 1890 публиковал свои основные статьи по психологии, посвященные этическим за­ дачам в современной философии (1890); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893); понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896); спиритуализму как психологической ги­ потезе (1897); бессознательной душевной жизни (1900); методу самонаблюдения в психологии (1902) и др. Несмотря на не­ гативное отношение широких слоев рос­ сийской интеллигенции конца XIX в. к метафизике (стремительное развитие ес­ тественных наук заставляло признавать ценность только за конкретными эмпири­ ческими данными, наглядными и пре­ дельно простыми), Л. был убежден в необ­ ходимости метафизической философии, раскрывающей «необходимые истины ра­ зума» («Спиритуализм как монистическая система философии», «Вопр. филос. и психол.», 1912). Его позиция имела суще­ ственные основания: он очень рано по­ нял, что есть некоторые мировоззренчес­ кие вопросы, которые не могут быть ре­ шены в окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них яв­ ляется вопрос о целеориентированности человеческой деятельности, о ее нрав­ ственных основаниях. Уже тогда Л. ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том измерении, где проис­ ходит развитие естественных наук и тех­ ники. Именно этим было обусловлено его обращение к проблеме «свободы воли», поскольку она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увя­ зывая «естественно-складывающиеся» тенденции и «сознательно-задаваемые» цели. Это проблема нравственного выбо­ ра, в силу чего она ориентирована на бу­ дущее и не предполагает опровержение принципа детерминизма. С самого нача­ ла Л. постулировал, что духовное облада­ ет одними качествами, а материальное — другими. Такое противопоставление ма­ териального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Л. определенное тактическое основа­ ние: в подобном ключе он строил крити­ ку теории психофизического параллелиз­ ма. После Октябрьской революции уклад жизни московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Мос­ ковский ун-т за 1919— 1920 гг. похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все друзья и знакомые Л., которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но еще боль­ шую роль стали играть чисто человеческие отношения. Л. был совершенно убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия не будет ис­ полнена, и в этом он старался убедить дру­ гих. Он публикует статью «Неотложные задачи современной жизни» («Вопр. фи­ лос. и психол.», 1917). За несколько ме­ сяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще полного ум­ ственных сил. Но его истощенный орга­ низм не хотел больше служить «прибежи­ щем» лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода, Лопатин в марте 1920 г. простудился и получил воспале­ ние легких. Так, 21 марта 1920 г. умер один из последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным «фило­ софским черносотенцем». Философские идеи Л., безусловно, оказали существен­ ное влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на тех, с кем ему приходилось полеми­ зировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова, благодаря которым через изда­ ваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал «Путь» познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось обоснования Л. роли инди­ видуального начала. Но его психологи­ ческие идеи, прежде всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда услышаны и их пришлось переоткрывать уже другим ученым.

Библиография работ

Л. автор трудов: «Психология», М., 1902; «Философские характеристики иречи», М., 1911; «Поло­ жительные задачи философии», М., 1911; «Курс психологии. (Лекции, читанные на историко-филологическом фак-те Имп. Московского университета и на Высших женских курсах в 1903-1904 г.), М., 1903.

Ссылки

Карпенко Л.А., КондаковИ.М. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 279-280