Слободчиков Виктор Иванович
Персоналия
СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) — российский психолог, специ алист в области общей, возрастной и пе дагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996).
Биография
С 1992 по 2003г — директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лабораторией ант ропологических основ психологии разви тия и образования человека. С 2003 г. — директор Ин-та развития дошкольного образования РАО. Чл. Совета по присуж дению премий Президента и Правитель ства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заоч но окончив фак-т психологии (1972)
Научный вклад
Профессиональную научную деятель ность начал в ИОиПП АПН СССР (1968— 1990), где под руководством Н.И. Непом нящей и Д.Б. Эльконина провел цикл ис следований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Ре зультаты были обобщены в канд. дис : «Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте» (1977). Со второй по ловины 1980-х гг. совместно с В. В. Давы довым приступил к разработке психологи ческих основ отечественного образова ния. Был одним из организаторов ВНИК «Школа» и соразработчиком «Концепции развития общего среднего образования» (1988). Последующие научные исследова ния С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъек тивной реальности, внутреннего мира че ловека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результа ты были обобщены в докт. дис: «Станов ление и развитие субъективной реально сти в онтогенезе (психологические осно вы проектирования образования)» (1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное на правление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологи ческому образованию в гуманитарных ву зах («Психология человека»/в соавт., 1995; «Психология развития человека»/в соавт., 2000; «Психология образования человека», 2003). С. является также орга низатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитар ной сфере. В настоящее время он феде ральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», про граммы модернизации российского обра зования.
Библиография работ
Автор монографий: «Методы изучения синтезирующей функции созна ния», М., 1975; «Вопросы теории и диагно стики психического развития», М., 1982; «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека», М., 1986; «Категория возраста в психологии и педа гогике развития», М., 1991; «Интегральная периодизация общего психического разви тия», М., 1996, в соавт.; «Антропологичес кий принцип в психологии развития», М., 1998, в соавт.; «Деятельность как антропо логическая категория», М., 2001; «Очерки психологии образования», Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испано- язычных стран
Ссылки
В. Г. Щур . Слободчиков Виктор Иванович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 432