Снегирев Вениамин Алексеевич
Снегирев Вениамин Алексеевич (1841-1889) – психолог, философ, профессор Казанской духовной академии.
Содержание
Биография
- Детство и период обучения
Снегирев Вениамин Алексеевич (1841-1889) – психолог, философ, профессор Казанской духовной академии. Родился в селе Тимонькино, Нижегородской губернии в семье священника Алексея Михайловича Снегирева. В 1854 г. В.А. Снегирев поступил в Печерское уездное училище, которое находилось рядом с Нижним Новгородом, где он стал «первым учеником». В эти годы Печерским училище заведовал Елпидифор Антонович Садовский – преподаватель греческого языка, священной истории и арифметики, позже – катехизиса и латинского языка, и наконец, смотритель Печерского училища. Он был удостоен орденами – св. Анны 3 степени и св. Станислава 2 степени, а так же бронзовой медали в память войны 1853-1856 гг. Известно, что Е.А. Садовский имел некоторое влияние на В.А. Снегирева в годы его обучения в духовном училище. После Печерского духовного училища в 1858 г. Вениамин Алексеевич поступил Нижегородскую духовную семинарию. Во время этого периода обучения В.А. Снегирев изучал «философские науки», немецкий и французский языки. Во время обучения в 1 классе низшего отделения в 1859/60 учебном году выставлялись оценки за успеваемость по учебным предметам, а также за поведение. С сентября по декабрь поведение В.А. Снегирева отличается "примерным трудолюбием и благонастроенностью характера". В январе-марте его поведение характеризуется как трудолюбивое и скромное. В апреле-июне - "примерное трудолюбие и благоразумие в поступках". Во втором классе так же отмечалось его поведение "благонастроенностью" и "трудолюбием" [1]. В документе "Показание успехов учеников низшего отделения Семинарии при окончании учебного курса в 1860 года, извлеченное из профессорских свидетельств" приведены оценки В.А. Снегирева про различным предметам, изученным в 1 классе низшего отделения. К сожалению, в документе сохранились названия далеко не всех предметов. Приведем эту таблицу в ее сохранившемся виде [2].
- Таблица 1. Успеваемость В.А. Снегирева в период обучения в низшем отделении Нижегородской духовной семинарии
Время данных свидетельств | По священному испытанию | По катехизическому учению | По богослужению | ||||||||
1858 года в Декабре | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
1859 года в июне | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
1859 года в декабре | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
1860 года в мае-июне | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Просматривая документ с оценками поведения учеников за 1 и 2 классы среднего отделения, напротив имени В.А. Снегирева стоят следующие слова: в 1 и 2 году курса поведение отличалось "благородством характера, трудолюбием и примерным благонравием". Оценки, полученные им в течение обучения в среднем отделении, представим в таблице [3].
Из рассмотренных архивных материалов видно, что В.А. Снегирев учился очень хорошо. В списках учеников всегда В.А. Снегирева указывали в первой строчке, что означало, что он – один из лучших учеников класса [4].
В 1864 г., окончив Нижегородскую семинарию, В.А. Снегирев уехал в Казань для дальнейшего обучения в Казанской Духовной Академии.
Работа в Казанской духовной академии и Казанском университете 8 июня 1868 г., в год окончания Казанской академии, Вениамин Алексеевич был оставлен на кафедре психологии и логики на богословском отделении академии для получения степени магистра и одновременно определен преподавателем по классу логики и психологии. 30 июня 1870 г. ему присвоили степень магистра богословия за сочинение на тему: «Учение о Лице Господа нашего И.Христа в трех первых веках христианства». По решению ректора академии, магистерское сочинение Вениамина Алексеевича было напечатано в приложении к журналу «Православный Собеседник». 15 августа того же года он стал доцентом. С 3 декабря 1871 г. по 15 августа 1885 г. он приглашен читать психологию и логику в Казанском Университете. По поручению Совета академии В.А. Снегирев дважды временно преподавал курс метафизики – с 5 февраля 1884 г. до конца учебного года и с 15 ноября 1886 г. до конца 1877/1878 учебного года. В.А. Снегирев состоял в «комиссии административного характера» Казанской духовной академии. В 1873 г. В.А. Снегирев вместе с экстраординарными профессорами А.И. Гренковым и Н.И. Ивановским разработал правила проведения практических занятий для студентов IV курса по преподаванию выбранных ими наук в местных духовных семинариях. В 1874 г. В.А. Снегирев составил инструкцию для занятий во время заграничной коммандировки доцента И.А. Милославского. Кроме того, в 1876 г. он вместе с профессором М.Я. Красиным и доцентом А.К. Волковым были избраны Советом академии на трехлетний срок в комитет духовной цензуры. В.А. Снегирев был избран членом Совета академии от богословского отделения на срок с 1874 по 1882 гг. Ежегодно проводились торжественые собрания Совета, где секретарь академии читал отчет за прошедший учебный год и кто-либо из профессоров – речь научного содержания. В 1874 г. такую речь – «О сне и сновидениях» – читал профессор В.А. Снегирев. На открытых собраниях Совета проходили защиты сочинений на степень доктора, и 16 сентября 1873 г. Вениами Алексеевич выступил официальным оппонентом (вместе с Д.В. Гусевым) на защите сочинения М.Я. Красина на тему «Творение Августина “De civitate Dei”, как апология христианства в борьбе с римским язычеством». В 1871 г. В.А. Снегирев вместе с профессорами П.В. Знаменским, А.А. Некрасовым и Е.А. Будриным входил в комиссию для составления проекта систематического каталога библиотеки духовной академии, а в 1877 г. профессора В.А. Снегирев, Ф.А. Курганов и доцент Н.Ф. Красносельцев были назначены членами комиссии по составлению первого продолжения к систематическому каталогу; в 1881 г. и 1885 гг. В.А. Снегирев был назначен членом коммиссии для проверки академической библиотеки. Профессор В.А. Снегирев в 1887-1888 учебном году руководил занятиями по метафизике профессорского стипендиата В.И. Несмелова, впоследствии – русского философа и богослова, признававшего себя его учеником и написавшего некролог о нем. Вениамин Алексеевич удостоен следующих наград: - 1873 г. орден Святой Анны 3-й степени. - 23 августа 1875 г. орден Святого Станислава 3-й степени; - 24 октября 1880 г. чин статского советника со старшинством; - 9 октября 1887 г. премия Митрополита Московского Макария решением Совета Казанской духовной академии.
Смерть 16 февраля 1889 г. он умер от неизлечимой болезни (рака пищевода). [5]
Библиография работ
- Учение о лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства // Православный собеседник. Приложение. 1870. №3.; 1871. №1.; отдельно: Казань, 1871.
- Спиритизм, как философско-религиозная доктрина // Православный собеседник. 1871. Т.1. С. 12, С. 279; Т.3. С. 9, С. 142, С. 282.
- Психологические сочинения Аристотеля // Ученые записки Казанского университета. 1874, №10, С. 976-1011; 1875, №11, С. 794; Казань, 1885.
- Вера в сны и снотолкование. Казань, 1874.
- Сон и сновидения // Православный собеседник. 1875. Т. 3, С. 208, С. 441.; 1876. Т. 2, С. 57, С. 136; Т.3, С. 321.
- Психология и логика, как философские науки // Православный собеседник. 1876. Т.2. С. 427-451.
- Науки о человеке // Православный собеседник. 1876. Т.3. С. 62-89.
- Физиологическое учение о сне и сновидениях // Православный собеседник. 1882, Т. 2. С. 36, 117.; 1884, Т. 1, С. 266.
- Учение о сне и сновидениях. Историко-критический очерк. Казань. 1886.
- Метафизика и философия // Вера и Разум. 1890.
- О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному // Вера и Разум. 1890. Т.2. Ч.1. С. 340-362; Т.2. Ч.2. С. 437-454.; 1891. Т.2. Ч.1. С. 198-212.
- Субстанциональность человеческой души // Вера и Разум. 1891. Т.2. Ч.1. С. 279-294.
- Самосознание и личность // Вера и Разум. 1891. Т.2. Ч.1. С. 335-359.
- Нравственное чувство (опыт психологического анализа) // Вера и Разум. 1891. Т.2. Ч.1. С. 437-465; Т.2. Ч.2. С. 1-26.
- Эстетическое чувство (Опыт психологического анализа) // Вера и Разум. 1891. Т.2. Ч.2. С. 449-464.
- Религиозная идея (Психологический очерк) // Вера и Разум. 1891. Т.2. Ч.2. С. 531-542).
- Сердце и его жизнь // Вера и Разум. 1892. Т.2. Ч.1. С. 245-260; С. 303-328; С. 463-491; Т.2. Ч.2. С. 1-26; 59-82; 96-124.
- Психология. Систематический курс чтений по психологии. Харьков: Типография Адольфа Дарре, 1893. 699 с.
- Логика. Харьков. 1901.
Также В.А. Снегирев написал критические обзоры чужих трудов:
- Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева // Протоколы (Казанской) академии, 1870. С. 127-131.
- «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова // Протоколы академии, 1871. С. 96-99.
- «Православное христианство в Китае, соч. Панова // Протоколы академии, 1871. С. 371-372.
- «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства, соч. Милославского // Протоколы академии, 1874. С. 13-19.
Снегирев В.А. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Снегирев Вениамин Алексеевич
Ссылки
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные биографии #2 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №1. С. 17-20.
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные биографии #2 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №1. С. 17-20.
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные биографии #2 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №1. С. 17-20.
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные биографии #2 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №1. С. 17-20.
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. №1. С. 15-21.
- ↑ Костригин А.А. Снегирев Вениамин Алексеевич: данные библиографии работ #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. №1. С. 32-37