Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека.
Биография
Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии. Закончив Горский педагогический институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова) во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институте мозга им. В.М. Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] (Ленинград). Одновременно преподавал в [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)]] (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом факультета психологии Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психология педагогической оценки», 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. («Психология чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и времени», 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии («Человек как предмет познания», 1968)[1]
Области научных исследований
- Общая психология
- Психология познания
- Психология речи
- Дифференциальная психология
- Возрастная психология
- Педагогическая психология
- Онтопсихология
- Акмеология
Библиография работа
- Очерки психологии, 1945
- Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967
- Теория ощущений, 1961
- Психология чувственного познания, 1960
- Человек как предмет познания, 1968
- Восприятие пространства и времени, 1969
- О проблемах современного человекознания. М., 1977
Ананьев Б.Г. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
{"markers":[{"pos":[{"lat":43.0264649,"lon":44.6891051}]},{"pos":[{"lat":43.0264649,"lon":44.6891051}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%9E%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9A._%D0%9B._%D0%A5%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u0413\u043e\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0421\u0435\u0432\u0435\u0440\u043e-\u041e\u0441\u0435\u0442\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u041a. \u041b. \u0425\u0435\u0442\u0430\u0433\u0443\u0440\u043e\u0432\u0430) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u0413\u043e\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0421\u0435\u0432\u0435\u0440\u043e-\u041e\u0441\u0435\u0442\u0438\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u041a. \u041b. \u0425\u0435\u0442\u0430\u0433\u0443\u0440\u043e\u0432\u0430)\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0411.\u0413. \u0410\u043d\u0430\u043d\u044c\u0435\u0432\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.9032259,"lon":30.401631}],"title":"\u003Cp\u003E[[\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043c\u043e\u0437\u0433\u0430 \u0438\u043c. \u0412.\u041c. \u0411\u0435\u0445\u0442\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0443\u0447\u043d\u043e-\u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0412.\u041c. \u0411\u0435\u0445\u0442\u0435\u0440\u0435\u0432\u0430)]]\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0411.\u0413. \u0410\u043d\u0430\u043d\u044c\u0435\u0432\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.9344222,"lon":30.3176844}],"title":"\u003Cp\u003E[[\u0410\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u043a\u043e\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438\u043c. \u041d.\u041a. \u041a\u0440\u0443\u043f\u0441\u043a\u043e\u0439 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0410. \u0418. \u0413\u0435\u0440\u0446\u0435\u043d\u0430]]\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0411.\u0413. \u0410\u043d\u0430\u043d\u044c\u0435\u0432\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.9417301,"lon":30.296833}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0421\u0430\u043d\u043a\u0442-\u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442)\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0411.\u0413. \u0410\u043d\u0430\u043d\u044c\u0435\u0432\u003C/strong\u003E,\n\u003C/p\u003E"}],"bounds":{"ne":{"lat":59.9417301,"lon":44.6891051},"sw":{"lat":43.0264649,"lon":30.296833}}}
Ананьев Борис Герасимович
Ссылки
- ↑ Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.