Франк Семен Людвигович
Персоналия
ФРАНК Семен Людвигович (1877 — 1950) — русский религиозный философ и психолог. Профессор Саратовского и Московского ун-тов. В 1922 г. был выс лан вместе с большой группой филосо фов, писателей и общественных деятелей из Советской России
Биография
До 1937 г. жил в Берлине, где преподавал в Берлинском ун-те. Входил в состав организованной Н.А. Бердяевым Религиозно-философс кой академии. Участвовал в издании жур нала «Путь». В 1930 г. опубликовал ста тью «Психоанализ как миросозерцание», в которой отметил натуралистические ориентации психоанализа и проанализи ровал различие между духовным и психи ческим. В течение многих лет дружил и переписывался со швейцарским психиат ром и психоаналитиком Л. Бинсванге- ром. После прихода к власти нацистов был отстранен от преподавания. В 1937 г. эмигрировал во Францию, где пережил Вторую мировую войну. В 1945 г. эмиг рировал в Англию, жил и работал в Лон доне.
Научный вклад
В своих философских взглядах под держивал и развивал идею всеединства в духе B.C. Соловьева, пытался примирить рациональное мышление с религиозной верой на пути преодоления противоречи вости всего сущего, несовершенного мира и построения христианской этики. Видел выход России из постоянного кри зиса в осуществлении «идеала духовного единства и органического духовного творчества народа, идеала религиозной осмысленности и национально-истори ческой обоснованности общественной и политической культуры» («De profandis». В сб. «Из глубины». М.-Пг., 1918, тираж которого полностью был уничтожен и пе реиздан только в 1967 г. издательством «Ymca-Press»). Как психолог, Ф. уделял большое внимание исследованию духов ной активности человека, доказывая, что психология должна оставаться прежде всего наукой о душе, а не о психических процессах («Душа человека», 1918). Глав ная идея этой книги — стремление вер нуть понятие души в психологию взамен понятия душевных явлений, которые, с его точки зрения, не имеют самостоя тельного значения и потому не могут быть предметом науки. Ф. считал, что психология должна давать человеку по нимание цельности своей личности и смысла своей жизни, а это может дать только наука о душе. Объясняя состояние общественного сознания и кризис совре менного общества кризисом мировоззре ния, Ф. утверждал, что появление психо логии без души связано с потерей чело веком интереса к себе и отсутствием желания понять смысл своего существо вания. Психология потому с такой легко стью и стала естествознанием, что исчез научный, теоретический интерес к позна нию существа человеческой души. Этой потерей научного интереса к душе челове ка объясняет он и развитие интереса к ми стике. Ф. считал, что основой психологии должна являться философия, а не есте ствознание, поскольку она изучает не ре альные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной зако номерности, а дает «общие логические разъяснения идеальной природы и строе ния душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия». До казывая необходимость и возможность ис следовать душу, Ф. ссылался на опыт ин туитивизма И.О. Лосского. При этом под душой он понимал «общую родовую при роду мира душевного бытия, как каче ственно своеобразного целостного един ства». Большое значение имеет тот факт, что Ф. в своей работе разводил такие поня тия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание, именно по этим состояниям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояние рассеян ного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, свя занные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ, Ф. пишет о том, что под тонким слоем зат вердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые и в жизни отдельной личности и в жизни народа в целом мо гут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агресии, бунту и анархии. При этом, опять-таки в унисон с психоанализом, он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплески вает наружу эту свою смутную, неосознан ную душевную жизнь и тем самым допол няет узкий круг осознанных переживаний. Считал, что именно бессознательное явля ется главным предметом психологических исследований, а сознание лишь постольку входит в ее предмет, поскольку явления со знания имеют сторону, в силу которой они являются переживаниями и именно в этой части они и являются элементами душев ной жизни. Главными характеристиками душевной жизни, с точки зрения Ф., явля ются ее бесформенность, слитность, то есть ее непротяженность и вневремен- ность. Поэтому совершенно естественно, что он выступает против ассоцианизма и теории Вундта о сенсорной мозаике. Тео рия познания, разрабатываемая Ф., так же, как и его понимание сущности души, во многом опирается на монадологию Г. В. Лейбница: чистый разум сверхиндиви дуален и сверхличен и потому познание происходит не только и не столько на ос нове соприкосновения с внешним миром, сколько развиваясь изнутри. На своей пе риферии душа соприкасается с предметной стороной бытия и таким образом становит ся носительницей знаний о внешнем мире. Однако по своим внутренним каналам душа соединяется с чистым разумом и та ким образом наполняется не относитель ными понятиями, но чистым объективным знанием. Выделяя два уровня души, Ф. пи сал и о том, что смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, явля ется как бы низшим уровнем души, кото рый связывается с телом. Тело не только дает возможность душе локализоваться во времени и пространстве, но и затемняет содержание душевной жизни. Тем не ме нее душа не зависит от тела и его ограни чений, так как несет на себе отпечаток высшей веры, Бога. В этой связи истинное познание всегда является откровением, по скольку оно возрождает связь с целым. Из всех психологов первой половины XX века Ф- полнее и точнее всех отразил влияние религиозной философии (которая берет свое начало в позиции Соловьева) на пси хологию. При этом в его концепции в пол ной мере отразились как достоинства, так и недостатки такой позиции.
Библиография работ
Основные ра боты Ф.: «Философия и жизнь», СПб., 1910; «Предмет знания», 1915; «Очерк ме тодологии общественных наук», М., 1922; «Живое знание», Берлин, 1923; «Крушение кумиров», 1924; «Духовные основы обще ства», 1930; «Непостижимое». Париж, 1939; «Реальность и человек. Метафизи ка человеческого бытия», Пари
Ссылки
Т.Д. Марцинковская, В. И. Овчаренко . Франк Семен Людвигович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 498-499