Астафьев Петр Евгеньевич — различия между версиями
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == Астафьев Петр Евгеньевич (1846-1893) — российски…») |
|||
Строка 6: | Строка 6: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Окончил юридический факультет Московского университета (1868). В 1872-1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881 — 1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета. Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого «Я», философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии «истинный идеал философии». Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании «психического ритма» и сформулировал закон «психического ритма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений. | + | Окончил юридический факультет Московского университета (1868). В 1872-1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881 — 1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета. Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого «Я», философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии «истинный идеал философии». Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании «психического ритма» и сформулировал закон «психического ритма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений <ref> Овчаренко В.И. Астафьев Петр Евгеньевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 30-31. </ref>. |
== Некрополь == | == Некрополь == |
Текущая версия на 14:45, 13 ноября 2015
Содержание
Авторы справочной статьи
Персоналия
Астафьев Петр Евгеньевич (1846-1893) — российский философ, психолог и юрист.
Фотографии
Биография
Окончил юридический факультет Московского университета (1868). В 1872-1876 гг. был профессором философии права в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. В 1881 — 1885 гг. заведовал университетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психологию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного комитета. В 1890—1893 гг. был приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета. Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей человеческого «Я», философии истории, свободы воли, национального самосознания, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реальности и подлинно сущим является субъективный мир, в силу чего изучение сознания субъекта должно выступать как стартовая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Акцентировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необходимости осуществить в русской философии «истинный идеал философии». Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал актуальность и необходимость борьбы с еврейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализмом. Осуществил ряд исследований психологии полов, в границах которых особое внимание уделил изучению психического мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании «психического ритма» и сформулировал закон «психического ритма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощущений, чувств и стремлений [1].
Некрополь
Области научных исследований
- Философия истории
- Философия самосознания
- Философия нравственности
- Соотношение веры и знания
- Гендерная психология
Библиография работ
- Монизм или дуализм?, 1873
- Психический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки, 1881
- Понятие психического ритма как научное обоснование психологии полов, 1882
- Страдания и наслаждения в жизни, 1885
- Смысл истории и идеалы прогресса, 1885
- Симптомы и причины современного настроения. (Наше техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции, 1885
- Чувство как нравственное начало, 1886
- Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии, 1893.
Ссылки
- ↑ Овчаренко В.И. Астафьев Петр Евгеньевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 30-31.
- Психологи России
- Философы России
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1846 году
- Умершие в 1893
- Москва
- Московская губерния
- Московский университет
- Выпускники юридический факультет Московского университета
- Ярославль
- Демидовский юридический лицей
- Университетское отделение лицея Цесаревича Николая
- Московский цензурный комитет
- Историко-филологический факультета Московского университета
- Философия истории
- Философия самосознания
- Философия нравственности
- Гендерная психология