Алексеев Никита Глебович — различия между версиями
(→Библиография работ) |
|||
Строка 11: | Строка 11: | ||
# Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: МГПИ, 1962. С. 58-63. | # Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: МГПИ, 1962. С. 58-63. | ||
# Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М., 1968. С. 369-398. | # Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М., 1968. С. 369-398. | ||
+ | # Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ, 1970-1980. | ||
+ | # Алексеев Н.Г. О системе предметов психологического изучения творчества // Материалы к 1-му съезду психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 151-203. | ||
+ | # Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – С. 104-125. | ||
# Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981 | # Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981 | ||
# Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991 | # Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991 |
Версия 06:21, 10 ноября 2015
Алексеев Никита Глебович (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие «коммуникативная трансляция» в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).
Области научных исследований
- Методология психологии
- Философия психологии
- Педагогическая психология
- Психология игры
- Организационно-деятельностные игры
Библиография работ
- Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: МГПИ, 1962. С. 58-63.
- Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М., 1968. С. 369-398.
- Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ, 1970-1980.
- Алексеев Н.Г. О системе предметов психологического изучения творчества // Материалы к 1-му съезду психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 151-203.
- Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – С. 104-125.
- Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
- Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991
- Использование ОДИ в системе образования, 1992
Ссылки
- http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html
- Семёнов И.Н. Методологический анализ инноваций Н.Г. Алексеева в общую и практическую психологию рефлексии (К 80-летию со дня рождения Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. №4. С. 56-74. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-4/3-semyonov.pdf