Сеченов Иван Михайлович
Персоналия
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829- 1905) — российский физиолог и психо лог. Основоположник отечественной фи зиологической школы. Создатель есте ственно-научной теории психической регуляции поведения. Д-р медицины (1860). Чл.-кор. Петербургской АН (1869), поч. академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петер бургской АН за курс лекций «О живот ном электричестве» (1863). Окончил Глав ное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский фак-т Московского университета (1856)
Биография
В 1856—1859 работал в Германии, в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людви га (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Подготовил там докт. дис: «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической акаде мии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабо раторию — одну из первых в России. В 1871—1876 гг. — зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876— 1888 гг. С. вновь профессор Петербургско го ун-та, где также организовал физиоло гическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Высших женских (Бесту жевских) курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 г. — приват-до цент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского ун-та. В 1901 г. вышел в от ставку, но продолжал экспериментатор скую работу и преподавательскую деятель ность на Пречистинских курсах для рабо чих (1903—1904)
Научный вклад
Разработал новаторское учение о поведении живых существ, меха низмах сознания и воли человека. Впер вые изложенное в работе «Рефлексы го ловного мозга» (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессозна тельной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовал ся не как автоматический ответ нервных центров на внешний раздражитель, но как гибкое согласованное движение с вы полняющим сигнальную роль чувствова нием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирую щих поведение в окружающей среде). Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию централь ного торможения (в дальнейшем полу чившего название «сеченовское»), т.е. «задерживающего» влияния одного из от делов мозга (его таламической области) на реакции организма. Это открытие по влекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психической деятельности. В физиологии оно стало отправным пунк том для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и тор можения) и их интеграции в целостные динамические системы. В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, отличительная особенность кото рых заключалась в том, что человек спо собен противостоять нежелательным им пульсам, тормозить их переход в дей ствие. Центральное торможение стало также предпосылкой формирования по нятия об интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе пове дения, утверждался принцип саморегуля ции и системы организации нервно-пси хической деятельности. С. обосновал но вый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора со ставляет лишь сигнальную половину це лостного механизма (анализатора); дру гую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат ис точником информации о пространствен но-временных свойствах среды, являют ся основой элементарных форм мышле ния, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познаватель ной активности (включая математичес кое и философское знание) («Элементы мысли», 1878, 1903). Возникая во внеш ней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преоб разуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на ста новление личности (человеческого Я). Ребенок,вырастая, интериоризирует об разы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активно сти. Подвергнув критике интроспекцио- низм, С. выдвинул программу построе ния новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой («Кому и как разра батывать психологию?», 1873). Учение С. одним из первых в педагогике стал ис пользовать К.Д. Ушинский при объясне нии роли привычек (как «капитала», ко торый вкладывается в нервную систему). Идеи С. были восприняты И.П. Павло вым, В. М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став ос новой объективного и системного анали за жизнедеятельности организма и его психических функций, а также став осно вополагающими для многих направле ний отечественной психологии.
Библиография работ
Основ ные сочинения С: «Избранные труды», М., 1935 «Элементы мысли»/ Сб. избр. статей. М.-Л., 1943; «Избранные фило софские и психологические произведе ния», М., 1947; «Избранные произведе ния», т. 1, М., 1952» «Рефлексы головно го мозга», М., 1952, 1961.
Ссылки
Ярошевский М.Г. Сеченов Иван Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 422-423