Абульханова Ксения Александрова — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
'''Абульханова Ксения Александрова''' (р. 1932) -  российский психолог, философ, специалист в области  методологии  психо­логии, психологии мышления, психологии личности.  Автор  концепции  личностной организации времени жизни. Д-р философ­ских наук (1974),  профессор  (1993), д. чл. РАО (1993). Закончив психологическое от­деление философского фак-та МГУ (1956), работала  в секторе  философских  проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с  1974 по наст.  вр. - в ИП АН  СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией ме­тодологии, теории и истории психологии, в наст.  вр. — зав. лабораторией  психологии личности.  Будучи  ученицей  [[С.Л.  Рубин­штейна]], в  1950-е гг. начала исследователь­скую  работу  в  области  психологии  мышления.  В  1960—1970-е  гг.  разрабатывала проблемы методологии психологии. В мо­нографии  «О  субъекте  психической  дея­тельности»  (1973)  и докт. дис.  применила принцип  субъекта к определению предме­та психологии, обосновала подход к инди­виду как субъекту психической деятельно­сти,  исследовала детерминацию  психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкре­тизируя  понятие  жизнедеятельности,  А. исследовала проблему  жизненного  пути личности, изучая особенности противоре­чий индивидуальной жизни и выявляя ка­чество личности  как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития («Диалекти­ка человеческой жизни»,  М,  1997; «Страте­гия жизни»,  М,  1991). Опираясь на работы [[Д.Н. Узнадзе]], [[Б.М. Теплова]] и др., А. разра­ботала типологическую стратегию изучения личности  (метод  прогрессивной  типоло­гии), на основе которой осуществлялось исследование высших,  связанных с жизненным  путем,  личностных способностей,  а именно к организации времени, активнос­ти инициативы, ответственности, интегра­ла притязаний, саморегуляции и удовлетво­ренности, сознания личности в целом. Была также  разработана концепция личностной организации времени жизни,  раскрываю­щая  ее трехкомпонентную структуру:  осоз­нание, переживание, практическая регуля­ция времени. В эмпирических исследовани­ях  сопоставлялись абстрактно  выделенные структуры организации времени с их реаль­ным  функционированием  у  испытуемых  применительно  к  разным  возрастным  и профессиональным  выборкам.  При  этом использовались типологические, биографи­ческие, социально-психологические(поле­вые) и кросс-культурные методы исследова­ния.  Результаты  исследований  позволили выявить  оптимальные  (объективно  и  субъективно)  и  пессимальные,  регрессив­ные (включающие потери и утраты) уровни развития  структур  организации  времени жизни субъектов в зависимости от разнооб­разных условий. Еще одно направление на­учных исследований А. касается разработки концепции  социального  мышления  рос­сийской личности и ее менталитета<ref> Кольцова В.А. Абульханова Ксения Александровна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести то­мах / Ред.-сост. Л.А.  Карпенко.  Под общ.  ред. А.В.  Петровского.  —  М:  
+
'''Абульханова Ксения Александрова''' (р. 1932) -  российский психолог, философ, специалист в области  методологии  психо­логии, психологии мышления, психологии личности.  Автор  концепции  личностной организации времени жизни. Д-р философ­ских наук (1974),  профессор  (1993), действительный член [[Российская академия образования|РАО]] (1993). Закончив психологическое от­деление философского фак-та МГУ (1956), работала  в секторе  философских  проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с  1974 по наст.  вр. - в ИП АН  СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией ме­тодологии, теории и истории психологии, в наст.  вр. — зав. лабораторией  психологии личности.  Будучи  ученицей  [[С.Л.  Рубин­штейна]], в  1950-е гг. начала исследователь­скую  работу  в  области  психологии  мышления.  В  1960—1970-е  гг.  разрабатывала проблемы методологии психологии. В мо­нографии  «О  субъекте  психической  дея­тельности»  (1973)  и докт. дис.  применила принцип  субъекта к определению предме­та психологии, обосновала подход к инди­виду как субъекту психической деятельно­сти,  исследовала детерминацию  психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкре­тизируя  понятие  жизнедеятельности,  А. исследовала проблему  жизненного  пути личности, изучая особенности противоре­чий индивидуальной жизни и выявляя ка­чество личности  как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития («Диалекти­ка человеческой жизни»,  М,  1997; «Страте­гия жизни»,  М,  1991). Опираясь на работы [[Д.Н. Узнадзе]], [[Б.М. Теплова]] и др., А. разра­ботала типологическую стратегию изучения личности  (метод  прогрессивной  типоло­гии), на основе которой осуществлялось исследование высших,  связанных с жизненным  путем,  личностных способностей,  а именно к организации времени, активнос­ти инициативы, ответственности, интегра­ла притязаний, саморегуляции и удовлетво­ренности, сознания личности в целом. Была также  разработана концепция личностной организации времени жизни,  раскрываю­щая  ее трехкомпонентную структуру:  осоз­нание, переживание, практическая регуля­ция времени. В эмпирических исследовани­ях  сопоставлялись абстрактно  выделенные структуры организации времени с их реаль­ным  функционированием  у  испытуемых  применительно  к  разным  возрастным  и профессиональным  выборкам.  При  этом использовались типологические, биографи­ческие, социально-психологические(поле­вые) и кросс-культурные методы исследова­ния.  Результаты  исследований  позволили выявить  оптимальные  (объективно  и  субъективно)  и  пессимальные,  регрессив­ные (включающие потери и утраты) уровни развития  структур  организации  времени жизни субъектов в зависимости от разнооб­разных условий. Еще одно направление на­учных исследований А. касается разработки концепции  социального  мышления  рос­сийской личности и ее менталитета<ref> Кольцова В.А. Абульханова Ксения Александровна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести то­мах / Ред.-сост. Л.А.  Карпенко.  Под общ.  ред. А.В.  Петровского.  —  М:  
 
ПЕР СЭ, 2005.-С. 9-10</ref>.
 
ПЕР СЭ, 2005.-С. 9-10</ref>.
  

Версия 14:11, 10 ноября 2015

Абульханова Ксения Александрова (р. 1932) - российский психолог, философ, специалист в области методологии психо­логии, психологии мышления, психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д-р философ­ских наук (1974), профессор (1993), действительный член РАО (1993). Закончив психологическое от­деление философского фак-та МГУ (1956), работала в секторе философских проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с 1974 по наст. вр. - в ИП АН СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией ме­тодологии, теории и истории психологии, в наст. вр. — зав. лабораторией психологии личности. Будучи ученицей С.Л. Рубин­штейна, в 1950-е гг. начала исследователь­скую работу в области психологии мышления. В 1960—1970-е гг. разрабатывала проблемы методологии психологии. В мо­нографии «О субъекте психической дея­тельности» (1973) и докт. дис. применила принцип субъекта к определению предме­та психологии, обосновала подход к инди­виду как субъекту психической деятельно­сти, исследовала детерминацию психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкре­тизируя понятие жизнедеятельности, А. исследовала проблему жизненного пути личности, изучая особенности противоре­чий индивидуальной жизни и выявляя ка­чество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития («Диалекти­ка человеческой жизни», М, 1997; «Страте­гия жизни», М, 1991). Опираясь на работы Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплова и др., А. разра­ботала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типоло­гии), на основе которой осуществлялось исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей, а именно к организации времени, активнос­ти инициативы, ответственности, интегра­ла притязаний, саморегуляции и удовлетво­ренности, сознания личности в целом. Была также разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрываю­щая ее трехкомпонентную структуру: осоз­нание, переживание, практическая регуля­ция времени. В эмпирических исследовани­ях сопоставлялись абстрактно выделенные структуры организации времени с их реаль­ным функционированием у испытуемых применительно к разным возрастным и профессиональным выборкам. При этом использовались типологические, биографи­ческие, социально-психологические(поле­вые) и кросс-культурные методы исследова­ния. Результаты исследований позволили выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессив­ные (включающие потери и утраты) уровни развития структур организации времени жизни субъектов в зависимости от разнооб­разных условий. Еще одно направление на­учных исследований А. касается разработки концепции социального мышления рос­сийской личности и ее менталитета[1].

Области научных исследований

Психология личности Методология психологии Психология мышления Психология индивидуальности Субъектность Менталитет


Библиография работ

  1. О субъекте психической деятельности, 1973
  2. Стратегия жизни. М, 1991
  3. Диалектика человеческой жизни». М, 1997

Ссылки

  1. Кольцова В.А. Абульханова Ксения Александровна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести то­мах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 9-10