Алексеев Никита Глебович — различия между версиями
(Новая страница: «'''Алексеев Никита Глебович''' (1932-2003) - российский философ и психолог, специалист в област…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Алексеев Никита Глебович''' (1932-2003) - российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. [[РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В.Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие «коммуникативная трансляция» в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992). | + | '''Алексеев Никита Глебович''' (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. [[РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В.Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие «коммуникативная трансляция» в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992). |
== Области научных исследований == | == Области научных исследований == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
# Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991 | # Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991 | ||
# Использование ОДИ в системе образования, 1992 | # Использование ОДИ в системе образования, 1992 | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
+ | # http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html | ||
[[Категория:Психологи России]] | [[Категория:Психологи России]] |
Версия 21:56, 9 ноября 2015
Алексеев Никита Глебович (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие «коммуникативная трансляция» в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).
Области научных исследований
- Методология психологии
- Философия психологии
- Педагогическая психология
- Психология игры
- Организационно-деятельностные игры
Библиография работ
- Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
- Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991
- Использование ОДИ в системе образования, 1992