Алексеев Никита Глебович

Версия от 20:12, 9 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Алексеев Никита Глебович''' (1932-2003) - российский философ и психолог, специалист в област…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Алексеев Никита Глебович (1932-2003) - российский философ и психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Д-р пси­хологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой области. Осуществил методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной структуры деятельности. Разраба­тывал философско-психологический ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Философия психологии
  • Педагогическая психология
  • Психология игры
  • Организационно-деятельностные игры

Библиография работ

  1. Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
  2. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991
  3. Использование ОДИ в системе образования, 1992

Ссылки