Алексеев Никита Глебович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Алексеев Никита Глебович''' (1932-2003) - российский философ и психолог, специалист в област…»)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Алексеев Никита Глебович''' (1932-2003) -  российский философ и  психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Д-р пси­хологических  наук  (2002),  чл.-кор.  [[РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В.Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той,  в  1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии  проектирования  Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств  системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой  области.  Осуществил  методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного  подхода.  Обосновал  его  «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики  как  неклассической  научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной  структуры  деятельности.  Разраба­тывал  философско-психологический  ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние  (как установление отношения  между деятельностными  организованностями); анализ  процесса рефлексии  и  механизмов его  реализации  (остановка,  фиксация, объективация,  отстранение,  обращение мыслительных процессов),  а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем  выполненных действий).  Другое  на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было  сформулировано  понятие  «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач  на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного  решения  задач  этого  типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт.,  1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы  реализации  новых  образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации  «игровых»,  активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования»,  1992).  
+
'''Алексеев Никита Глебович''' (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) -  российский философ и  психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Д-р пси­хологических  наук  (2002),  чл.-кор.  [[РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В.Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той,  в  1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии  проектирования  Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств  системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой  области.  Осуществил  методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного  подхода.  Обосновал  его  «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики  как  неклассической  научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной  структуры  деятельности.  Разраба­тывал  философско-психологический  ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние  (как установление отношения  между деятельностными  организованностями); анализ  процесса рефлексии  и  механизмов его  реализации  (остановка,  фиксация, объективация,  отстранение,  обращение мыслительных процессов),  а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем  выполненных действий).  Другое  на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было  сформулировано  понятие  «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач  на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного  решения  задач  этого  типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт.,  1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы  реализации  новых  образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации  «игровых»,  активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования»,  1992).  
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==
Строка 11: Строка 11:
 
# Методология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт.,  1991
 
# Методология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт.,  1991
 
# Использование ОДИ в системе образования,  1992
 
# Использование ОДИ в системе образования,  1992
 +
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 +
# http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html
  
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]

Версия 21:56, 9 ноября 2015

Алексеев Никита Глебович (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Д-р пси­хологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой области. Осуществил методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной структуры деятельности. Разраба­тывал философско-психологический ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Философия психологии
  • Педагогическая психология
  • Психология игры
  • Организационно-деятельностные игры

Библиография работ

  1. Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
  2. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991
  3. Использование ОДИ в системе образования, 1992

Ссылки

  1. http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html