Алексеев Никита Глебович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Библиография работ)
Строка 1: Строка 1:
'''Алексеев Никита Глебович''' (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) -  российский философ и  психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Доктор пси­хологических  наук  (2002),  член-корреспондент  [[Российская_академия_образования|РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В. Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той,  в  1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии  проектирования  Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств  системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой  области.  Осуществил  методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного  подхода.  Обосновал  его  «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики  как  неклассической  научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной  структуры  деятельности.  Разраба­тывал  философско-психологический  ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние  (как установление отношения  между деятельностными  организованностями); анализ  процесса рефлексии  и  механизмов его  реализации  (остановка,  фиксация, объективация,  отстранение,  обращение мыслительных процессов),  а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем  выполненных действий).  Другое  на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было  сформулировано  понятие  «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач  на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного  решения  задач  этого  типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт.,  1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы  реализации  новых  образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации  «игровых»,  активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования»,  1992).  
+
'''Алексеев Никита Глебович''' (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) -  российский философ и  психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Доктор пси­хологических  наук  (2002),  член-корреспондент  [[Российская_академия_образования|РАО]] (1992). Окончил философский факультет [[МГУ им. М.В. Ломоносова]] (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той,  в  1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии  проектирования  Института педагогических инноваций [[Российская_академия_образования|РАО]]. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств  системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой  области.  Осуществил  методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного  подхода.  Обосновал  его  «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики  как  неклассической  научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной  структуры  деятельности.  Разраба­тывал  философско-психологический  ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние  (как установление отношения  между деятельностными  организованностями); анализ  процесса рефлексии  и  механизмов его  реализации  (остановка,  фиксация, объективация,  отстранение,  обращение мыслительных процессов),  а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем  выполненных действий).  Другое  на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было  сформулировано  понятие  «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач  на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного  решения  задач  этого  типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология  рефлексии  концептуальных  схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт.,  1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы  реализации  новых  образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации  «игровых»,  активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования»,  1992).  
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==

Версия 07:32, 10 ноября 2015

Алексеев Никита Глебович (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Доктор пси­хологических наук (2002), член-корреспондент РАО (1992). Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной рабо­той, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвя­щенную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и ме­тодологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практичес­кой области. Осуществил методологичес­кий анализ эргономического знания на ос­нове принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эр­гономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концепту­альной структуры деятельности. Разраба­тывал философско-психологический ас­пект рефлексии: ее понятийное определе­ние (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее ре­зультаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое на­правление научных исследований А. связа­но с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учеб­ных задач на функциональные зависимос­ти, построены методики формирования ос­мысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формиро­вание осознанного решения)», 1981; «Мето­дология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной дея­тельности в образовании, разработано поня­тие «коммуникативная трансляция» в обуче­нии. На этой основе разрабатываются прин­ципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение ме­ханизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практи­ческую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Философия психологии
  • Педагогическая психология
  • Психология игры
  • Организационно-деятельностные игры

Библиография работ

  1. Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: МГПИ, 1962. С. 58-63.
  2. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М., 1968. С. 369-398.
  3. Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ, 1970-1980.
  4. Алексеев Н.Г. О системе предметов психологического изучения творчества // Материалы к 1-му съезду психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 151-203.
  5. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – С. 104-125.
  6. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Исследования проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. №3. С.182-186.
  7. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Психологические исследования творчества//Психологический журнал. 1982. Т. З. №3. С.153-160.
  8. Алексеев Н.Г. Рефлексия и сознание // Категории, принципы и методы психологии. Психофизические процессы. М.: ОП АН СССР, 1983. С. 247-249.
  9. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 133-154.
  10. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные вопросы изучения творчества // Психологический журнал. 1985. Т.6. №5 С. 147-150.
  11. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982. №5. С.161-166.
  12. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. 1991. № 1. С. 1-8.
  13. Алексеев Н.Г. (ред.). Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования. Стратегия разработки. Пермь: ППИ, 1992. 96 с.
  14. Алексеев Н.Г. Рефлексия и эвристика // Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. / Под ред. Г.А. Берулава, И.Н. Семёнова. Вып. 2. Бийск: БиГПИ, 1995. С. 26-30.
  15. Алексеев Н.Г. К проблеме содержания психологического образования // Университет в перспективе развития. Мн.: БГУ, 1999. С. 109-111.
  1. Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
  2. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991

Ссылки

  1. http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html
  2. Семёнов И.Н. Методологический анализ инноваций Н.Г. Алексеева в общую и практическую психологию рефлексии (К 80-летию со дня рождения Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. №4. С. 56-74. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-4/3-semyonov.pdf