Алексеев Никита Глебович

Версия от 13:17, 27 июня 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Алексеев Никита Глебович (9 августа 1932, Москва - 21 марта 2003, Москва) - российский философ и психолог, специалист в области философских и мето­дологических основ образования. Доктор пси­хологических наук (2002), член-корреспондент РАО (1992).


Биография

Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1961). После окончания аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и деятельностного подхода и построения систем, реализующих данные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его «двухслойный» характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологических основ проектирования образования. Было сформулировано понятие «учебная задача», разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа («Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения)», 1981; «Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения», в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие «коммуникативная трансляция» в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации «игровых», активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры («Использование ОДИ в системе образования», 1992).

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Философия психологии
  • Педагогическая психология
  • Психология игры
  • Организационно-деятельностные игры

Библиография работ

  1. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности // Доклады АПН РСФСР: 1957, № 3; 1958, № 1 и 4; 1959 № 1, 2,4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4 и 5; 1962, № 2 и 6.
  2. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г, Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН СССР ( Сообщения 1 –1У.). 1960. № 1-2.
  3. Щедровицкий Г.П., Алексеев Н.Г, Костеловский В.А. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований // Доклады АПН СССР (Сообщения 1-1V). – 1961. – № 4, 5.
  4. Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности в изучении структуры деятельности по усвоению знания // О психологических особенностях творческой активности учащихся. М.: МГПИ, 1962. С. 58-63.
  5. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Педагогика и логика. М., 1968. С. 369-398.
  6. Алексеев Н.Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология. Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Тесты (в психологии). Эксперимент (в психологии) // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М.: СЭ, 1970-1980.
  7. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971. С. 151-203.
  8. Алексеев Н.Г. О системе предметов психологического изучения творчества // Материалы к 1-му съезду психологов СССР. – Тбилиси, 1971. – С. 151-203.
  9. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. 1977. № 3. С. 174-177.
  10. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. 1977. № 4-5. С. 19-26.
  11. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. К методологической разработке общих схем взаимодействия наук различных типов // Всесоюзная конференция «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук в свете решений ХХУ съезда КПСС». М.-Обнинск: ИФ АН СССР, 1978. С. 320-324.
  12. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Исследования проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. №3. С.182-186.
  13. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Семёнов И.Н. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 164-169.
  14. Алексеев Н.Г. Методологические принципы анализа концептуальных схем деятельности в психологии // Проблемы методологии в эргономике. – М.: ВНИИТЭ, 1979. – С. 104-125.
  15. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих задач // Новые исследования в психологии. 1979. № 2. С. 67-69.
  16. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г. Актуальные проблемы психологии творчества // Вопросы психологии. 1982. №5. С.161-166.
  17. Пономарев Я. А., Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Психологические исследования творчества//Психологический журнал. 1982. Т. З. №3. С.153-160.
  18. Алексеев Н.Г. Рефлексия и сознание // Категории, принципы и методы психологии. Психофизические процессы. М.: ОП АН СССР, 1983. С. 247-249.
  19. Алексеев Н.Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. С. 133-154.
  20. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М., ГЦОЛИФК, 1984. 139 с.
  21. Пономарев Я.А., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Современные вопросы изучения творчества // Психологический журнал. 1985. Т.6. №5 С. 147-150.
  22. Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Ладенко И.С., Семёнов И.Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. – Новосибирск: НГУ, 1990. 73 с
  23. Алексеев Н.Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии. 1991. № 1. С. 1-8.
  24. Алексеев Н.Г. (ред.). Использование организационно-деятельностной игры в системе педагогического образования. Стратегия разработки. Пермь: ППИ, 1992. 96 с.
  25. Алексеев Н.Г. Рефлексия и эвристика // Современные проблемы психологии мышления. Ежегодник. / Под ред. Г.А. Берулава, И.Н. Семёнова. Вып. 2. Бийск: БиГПИ, 1995. С. 26-30.
  26. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Личностно-деятельностная схема системного изучения оперативной деятельности // Мысли о мыслях. Т. 1. Рефлексивное мышление и творчество. Ч. 2. Проблемы рефлексии в решении творческих задач. Новосибирск: НИИПК, 1996. С. 162-180.
  27. Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н., Швырев В.С. Философия образования // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 88-94.
  28. Алексеев Н.Г. К проблеме содержания психологического образования // Университет в перспективе развития. Мн.: БГУ, 1999. С. 109-111.
  29. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М., 2002. 98 с.
  30. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: aвтореф. ... докт. психол. наук. – М.: МПГУ, 2002. 51 c.
  31. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / Под ред. И.Н. Семёнова, Т.Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50-64
  32. Алексеев Н.Г. Философские основания рефлексивного подхода // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова, В.К. Солондаева. М.-Ярославль: ИРПТиГО, 2004. С. 11-17.
  33. Алексеев Н.Г., Семенов В.В. Встреча психодрамы и «ОДИ» // Консультативная психология и психотерапия. 2004. №2. С.74–93.
  34. Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
  35. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991

Алексеев Н.Г. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Алексеев Никита Глебович

Ссылки

  1. http://www.rl-online.ru/articles/2-03/125.html
  2. http://www.dates.gnpbu.ru/2-7/Alekseev/alekseev.html
  3. Семёнов И.Н. Развитие концепции Н.Г. Алексеева на фоне становления рефлексивно-методологического подхода // Кентавр. 2004. № 34. С. 33-35.
  4. Семёнов И.Н. Никита Глебович Алексеев // ММК (Московский Методологический Кружок) в лицах. Ч. 1. М., 2007. С. 584-589.
  5. Семёнов И.Н. Методологический анализ инноваций Н.Г. Алексеева в общую и практическую психологию рефлексии (К 80-летию со дня рождения Никиты Глебовича Алексеева (1932-2003) // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. №4. С. 56-74. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-4/3-semyonov.pdf