Амонашвили Шалва Александрович — различия между версиями
Строка 26: | Строка 26: | ||
[[Категория:Возрастная психология]] | [[Категория:Возрастная психология]] | ||
[[Категория:Педагогическая психология]] | [[Категория:Педагогическая психология]] | ||
+ | [[Категория:Российская академия образования]] |
Версия 06:10, 10 ноября 2015
Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931) - грузинский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии.
Биография
Д-р психологических наук (1973), профессор (1980). Д. чл. АПН СССР (1989-1991), почётный член РАО (1993). После окончания Тбилисского университета (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (с 1983 по 1991 - его директор). С 1987 — ген. директор экспериментального научно-производственного объединения MHO Грузии. С 1964 г. А. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им система воспитания и обучения — «педагогика целостной жизни детей и взрослых» — строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления. В своей педагогической системе А. предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п. [1]
Области научных исследований
- Педагогическая психология
- Возрастная психология
- Воспитание
Библиография работ
- Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. Тб., 1970
- Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980
- Созидая человека. М., 1982
- Здравствуйте, дети!. М., 1983
- В школу — с шести лет. М., 1986
- Единство цели. М., 1987
- Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990
Ссылки
- ↑ Давыдов В.В. Амонашвили Шалва Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 17.