Ананьев Борис Герасимович — различия между версиями
(Новая страница: «'''Ананьев Борис Герасимович''' (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психоло…») |
(нет различий)
|
Версия 21:20, 9 ноября 2015
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека.
Биография
Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии. Закончив Горский педагогический институт во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в Институте мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). Одновременно преподавал в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом факультета психологии ЛГУ (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психология педагогической оценки», 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. («Психология чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и времени», 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии («Человек как предмет познания», 1968)[1]
Области научных исследований
- Общая психология
- Психология познания
- Психология речи
- Дифференциальная психология
- Возрастная психология
- Педагогическая психология
- Онтопсихология
- Акмеология
Библиография работа
- Очерки психологии, 1945
- Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967
- Теория ощущений, 1961
- Психология чувственного познания, 1960
- Человек как предмет познания, 1968
- Восприятие пространства и времени, 1969
- О проблемах современного человекознания. М., 1977
Ссылки
- ↑ Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.
- Психологи России
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1907 году
- Умершие в 1972 году
- Факультет психологии ЛГУ
- Горский педагогический институт
- Тбилиси
- Владикавказ
- Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской
- Ленинградская школа психологии
- Институт мозга им. В.М. Бехтерева
- Общая психология
- Психология познания
- Психология речи
- Дифференциальная психология
- Возрастная психология
- Педагогическая психология
- Онтопсихология