Ананьев Борис Герасимович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «'''Ананьев Борис Герасимович''' (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психоло…»)
 
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Д-р  педагогических  наук  (1939),  профессор (1940). Д.  чл. АПН  РСФСР (1955), д.  чл. АПН  СССР  (1968).  Засл.  деятель  науки РСФСР. Один из создателей [[ленинградс­кой школы психологии]]. Закончив [[Горский педагогический  институт]]  во  Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институ­те мозга им.  В.М.  Бехтерева]] (Ленинград). Одновременно  преподавал  в  [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Круп­ской]]  (1934-1938).  С  1937  по  1942  г.  зав. сектором психологии  Института мозга.  В годы  Великой  Отечественной  войны  был начальником  психологического  кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в  1943  г.  в Ленинград,  возглавил  в  1944 г. созданную им кафедру и отделение психо­логии ЛГУ  (1944—1951).  Руководил  науч­но-исследовательским институтом педагогики АПН  РСФСР (1951-1960),  оставаясь од­новременно деканом [[факультета психологии ЛГУ]] (до  1972  г.). Длительное  время  руко­водил  Ленинградским  отделением  ОП СССР, был чл. президиума его Централь­ного Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и зани­мался  исследованиями динамики сочета­тельно-рефлекторной деятельности, рече­вых рефлексов у слепых детей, влияния му­зыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические иссле­дования, обосновал необходимость целос­тного  изучения  психического  развития школьников в процессе обучения («Психо­логия педагогической оценки», 1935). Изу­чал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939).  Разработал программу исследования  психологии  чув­ственного познания, которая осуществля­лась в секторе психологии Института моз­га и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувствен­ного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм простран­ственной  ориентации, установлена  пар­ность работы  больших  полушарий  голов­ного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном,  по отноше­нию к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетичес­кой  функции  коры  больших  полушарий. («Психология  чувственного  познания», 1960;  «Восприятие пространства и  време­ни», 1969). Выступил с идеей создания еди­ной концепции человекознания как комп­лексной дисциплины, синтезирующей до­стижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтоге­нез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерар­хически соподчиненные уровни организа­ции человека: индивид, личность, индиви­дуальность. Считал, что индивидуальность складывается  на основе взаимосвязи осо­бенностей  человека  как личности  и  как субъекта деятельности, которые обусловле­ны природными свойствами человека как индивида.  В комплексных исследованиях были  получены  новые факты о разнород­ности  структуры  индивидуальности,  об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интел­лекта и личности в процессе индивидуаль­ного развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности пси­хического  развития,  открыты  некоторые закономерности организации интеллекту­альных функций и других психофизиологи­ческих структур в период зрелости. Тем са­мым было положено начало психологичес­кой  акмеологии  («Человек  как  предмет познания», 1968)<ref> Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.</ref>
+
Д-р  педагогических  наук  (1939),  профессор (1940). Д.  чл. АПН  РСФСР (1955), д.  чл. АПН  СССР  (1968).  Засл.  деятель  науки РСФСР. Один из создателей [[ленинградс­кой школы психологии]]. Закончив [[Горский педагогический  институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова)]]  во  Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институ­те мозга им.  В.М.  Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] (Ленинград). Одновременно  преподавал  в  [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Круп­ской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)]]  (1934-1938).  С  1937  по  1942  г.  зав. сектором психологии  Института мозга.  В годы  Великой  Отечественной  войны  был начальником  психологического  кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в  1943  г.  в Ленинград,  возглавил  в  1944 г. созданную им кафедру и отделение психо­логии ЛГУ  (1944—1951).  Руководил  науч­но-исследовательским институтом педагогики АПН  РСФСР (1951-1960),  оставаясь од­новременно деканом [[факультета психологии Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет)]] (до  1972  г.). Длительное  время  руко­водил  Ленинградским  отделением  ОП СССР, был чл. президиума его Централь­ного Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и зани­мался  исследованиями динамики сочета­тельно-рефлекторной деятельности, рече­вых рефлексов у слепых детей, влияния му­зыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические иссле­дования, обосновал необходимость целос­тного  изучения  психического  развития школьников в процессе обучения («Психо­логия педагогической оценки», 1935). Изу­чал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939).  Разработал программу исследования  психологии  чув­ственного познания, которая осуществля­лась в секторе психологии Института моз­га и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувствен­ного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм простран­ственной  ориентации, установлена  пар­ность работы  больших  полушарий  голов­ного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном,  по отноше­нию к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетичес­кой  функции  коры  больших  полушарий. («Психология  чувственного  познания», 1960;  «Восприятие пространства и  време­ни», 1969). Выступил с идеей создания еди­ной концепции человекознания как комп­лексной дисциплины, синтезирующей до­стижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтоге­нез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерар­хически соподчиненные уровни организа­ции человека: индивид, личность, индиви­дуальность. Считал, что индивидуальность складывается  на основе взаимосвязи осо­бенностей  человека  как личности  и  как субъекта деятельности, которые обусловле­ны природными свойствами человека как индивида.  В комплексных исследованиях были  получены  новые факты о разнород­ности  структуры  индивидуальности,  об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интел­лекта и личности в процессе индивидуаль­ного развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности пси­хического  развития,  открыты  некоторые закономерности организации интеллекту­альных функций и других психофизиологи­ческих структур в период зрелости. Тем са­мым было положено начало психологичес­кой  акмеологии  («Человек  как  предмет познания», 1968)<ref> Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.</ref>
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==
Строка 22: Строка 22:
 
# Восприятие пространства и  времени, 1969
 
# Восприятие пространства и  времени, 1969
 
# О проблемах современного человекознания. М., 1977
 
# О проблемах современного человекознания. М., 1977
 +
 +
== Ананьев Б.Г. на Карте истории российской психологии ==
 +
{{#MultiMaps: 43.0264649,44.6891051
 +
| markers = 43.0264649,44.6891051 ~ [[Горский педагогический  институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова)]] ~Место учебы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]],
 +
| markers = 59.9032259,30.401631 ~ [[Институт мозга им.  В.М.  Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]],
 +
| markers = 59.9344222,30.3176844 ~ [[Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]],
 +
| markers = 59.9417301,30.296833 ~ [[Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет)]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]],
 +
}}
 +
[[Ананьев Борис Герасимович]]
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==

Текущая версия на 13:47, 27 июня 2016

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психологии чувственного позна­ния и речи, дифференциальной, возраст­ной и педагогической психологии, исто­рии и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» — дисциплины, объеди­няющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека.

Биография

Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградс­кой школы психологии. Закончив Горский педагогический институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова) во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институ­те мозга им. В.М. Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] (Ленинград). Одновременно преподавал в [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Круп­ской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)]] (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психо­логии ЛГУ (1944—1951). Руководил науч­но-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь од­новременно деканом факультета психологии Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (до 1972 г.). Длительное время руко­водил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Централь­ного Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и зани­мался исследованиями динамики сочета­тельно-рефлекторной деятельности, рече­вых рефлексов у слепых детей, влияния му­зыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические иссле­дования, обосновал необходимость целос­тного изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психо­логия педагогической оценки», 1935). Изу­чал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чув­ственного познания, которая осуществля­лась в секторе психологии Института моз­га и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувствен­ного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм простран­ственной ориентации, установлена пар­ность работы больших полушарий голов­ного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отноше­нию к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетичес­кой функции коры больших полушарий. («Психология чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и време­ни», 1969). Выступил с идеей создания еди­ной концепции человекознания как комп­лексной дисциплины, синтезирующей до­стижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтоге­нез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерар­хически соподчиненные уровни организа­ции человека: индивид, личность, индиви­дуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи осо­бенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловле­ны природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнород­ности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интел­лекта и личности в процессе индивидуаль­ного развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности пси­хического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллекту­альных функций и других психофизиологи­ческих структур в период зрелости. Тем са­мым было положено начало психологичес­кой акмеологии («Человек как предмет познания», 1968)[1]

Области научных исследований

  • Общая психология
  • Психология познания
  • Психология речи
  • Дифференциальная психология
  • Возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • Онтопсихология
  • Акмеология

Библиография работа

  1. Очерки психологии, 1945
  2. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967
  3. Теория ощущений, 1961
  4. Психология чувственного познания, 1960
  5. Человек как предмет познания, 1968
  6. Восприятие пространства и времени, 1969
  7. О проблемах современного человекознания. М., 1977

Ананьев Б.Г. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Ананьев Борис Герасимович

Ссылки

  1. Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.