Ананьев Борис Герасимович — различия между версиями
(Новая страница: «'''Ананьев Борис Герасимович''' (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психоло…») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей [[ленинградской школы психологии]]. Закончив [[Горский педагогический институт]] во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институте мозга им. В.М. Бехтерева]] (Ленинград). Одновременно преподавал в [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской]] (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом [[факультета психологии | + | Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей [[ленинградской школы психологии]]. Закончив [[Горский педагогический институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова)]] во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институте мозга им. В.М. Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] (Ленинград). Одновременно преподавал в [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)]] (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом [[факультета психологии Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет)]] (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психология педагогической оценки», 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. («Психология чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и времени», 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии («Человек как предмет познания», 1968)<ref> Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.</ref> |
== Области научных исследований == | == Области научных исследований == | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
# Восприятие пространства и времени, 1969 | # Восприятие пространства и времени, 1969 | ||
# О проблемах современного человекознания. М., 1977 | # О проблемах современного человекознания. М., 1977 | ||
+ | |||
+ | == Ананьев Б.Г. на Карте истории российской психологии == | ||
+ | {{#MultiMaps: 43.0264649,44.6891051 | ||
+ | | markers = 43.0264649,44.6891051 ~ [[Горский педагогический институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова)]] ~Место учебы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]], | ||
+ | | markers = 59.9032259,30.401631 ~ [[Институт мозга им. В.М. Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]], | ||
+ | | markers = 59.9344222,30.3176844 ~ [[Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]], | ||
+ | | markers = 59.9417301,30.296833 ~ [[Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет)]] ~Место работы [[Ананьев Борис Герасимович|Б.Г. Ананьев]], | ||
+ | }} | ||
+ | [[Ананьев Борис Герасимович]] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия на 13:47, 27 июня 2016
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека.
Содержание
Биография
Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии. Закончив Горский педагогический институт (сейчас - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова) во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в [[Институте мозга им. В.М. Бехтерева (сейчас - Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева)]] (Ленинград). Одновременно преподавал в [[Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена)]] (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским институтом педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом факультета психологии Ленинградский государственный университет (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения («Психология педагогической оценки», 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии ЛГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. («Психология чувственного познания», 1960; «Восприятие пространства и времени», 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии («Человек как предмет познания», 1968)[1]
Области научных исследований
- Общая психология
- Психология познания
- Психология речи
- Дифференциальная психология
- Возрастная психология
- Педагогическая психология
- Онтопсихология
- Акмеология
Библиография работа
- Очерки психологии, 1945
- Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967
- Теория ощущений, 1961
- Психология чувственного познания, 1960
- Человек как предмет познания, 1968
- Восприятие пространства и времени, 1969
- О проблемах современного человекознания. М., 1977
Ананьев Б.Г. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Ананьев Борис Герасимович
Ссылки
- ↑ Логинова Я.А., Карпенко Л.А. Ананьев Борис Герасимович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 18.
- Психологи России
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1907 году
- Умершие в 1972 году
- Факультет психологии ЛГУ
- Горский педагогический институт
- Тбилиси
- Владикавказ
- Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской
- Ленинградская школа психологии
- Институт мозга им. В.М. Бехтерева
- Общая психология
- Психология познания
- Психология речи
- Дифференциальная психология
- Возрастная психология
- Педагогическая психология
- Онтопсихология