Анцыферова Людмила Ивановна — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Анцыферова Людмила Ивановна'''(1924-2003) — рос…»)
(нет различий)

Версия 12:57, 13 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Анцыферова Людмила Ивановна(1924-2003) — российский психолог и философ, специалист в области методологии и истории психологии, психологии разви­тия, психологии личности, исторической психологии. Ученица С.Л. Рубинштейна.

Фотография

Анцыферова Л.И. Источник: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n5374.html

Биография

Доктор психологических наук (1974), про­фессор (1991), засл. деятель науки РФ (1984), поч. чл. РАО (1996). Закончила философский факультет МГУ (1948). С 1972 г. работала в ИП АН СССР (ныне ИП РАН). С 1974 по 1982 г. А. — зав. лабораторией философских проблем психологии. С 1982 по 1991 — зав. лабораторией психо­логии личности. С 1991 г. — гл. н.с. ИП РАН. С 1980 по 1989 гг. была заместите­лем главного редактора «Психологичес­кого журнала». Исследовательская дея­тельность А. была посвящена анализу ос­новных направлений развития мировой психологической науки. В области исторической психоло­гии А. изучала традиции французской со­циологической школы. Под ее руковод­ством была проведена психоисторичес­кая реконструкция сознания, идеалов, целей рабочих Азербайджана 20-х гг. XX века. В конце 70-х гг. А. обращается к изучению методологических проблем психологии личности, разрабатывает подход к личности как саморазвиваю­щейся системе — субъекту, наделяющему смыслом пространство и время своей жизни. Показано, что уникальные внутренние законы со­знания включаются в социально-психо­логические основания порождения и преодоления обществом кризисных эта­пов развития и движения социума по но­вым путям. Было обосновано положение о том, что развитие личности включает движение как вперед, так и вспять. В ре­зультате психологическое прошлое, рас­сматриваемое в контексте актуальных связей настоящего, обнаруживает новое содержание. По мнению А., интеграция личности с собственным психологичес­ким прошлым, настоящим и будущим способствует усилению ее энергетичес­ких и смысловых возможностей. В цикле работ, посвящен­ных геронтопсихологии, обосновано по­ложение о неисчерпаемости резервов психического развития личности. На эта­пе поздней взрослости одновременно со спадом адаптивных и конструктивных возможностей появляются позитивные новообразования. Выдвинута и раскрыта концепция компенсации возрастных ут­рат, включающая сохранение позитивной идентичности личности, веры человека в себя, внутреннего локуса контроля, раз­вития качества мудрости и специфичес­ ких стратегий совладания с типичными для поздней взрослости трудностями. Исследу­ется поведение личности в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что личностно-смысловая логика деятельно­сти субъекта в силу ее уникальности и особенностей взаимодействия с миром порождает возникновение трудных ситуа­ций. Выявлены различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм ре­агирования на негативные события [1]

Некрополь

Некролог - http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n5374.html

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • История психологии
  • Психология личности
  • Психология развития
  • Историческая психология
  • Психология мышления

Библиография работ

  1. Материалистические идеи в зарубежной психологии, 1974
  2. Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь, 1990
  3. Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии. М., 2000

Ссылки

  1. Кольцова В.А. Анцыферова Людмила Ивановна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 22.