Астафьев Петр Евгеньевич — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == Астафьев Петр Евгеньевич (1846-1893) — российски…»)
 
 
Строка 6: Строка 6:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Окончил  юридический  факультет Московского университета (1868).  В  1872-1876 гг. был профессором философии права в Де­мидовском  юридическом  лицее  в  Ярос­лавле. В  1881 — 1885 гг. заведовал универ­ситетским  отделением  лицея  Цесаревича Николая. Преподавал философию, психо­логию,  этику  и логику.  С 1885  г.  работал цензором Московского цензурного коми­тета.  В  1890—1893  гг.  был  приват-доцен­том  историко-филологического  факультета Московского университета.  Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира,  особенностей чело­веческого «Я», философии истории, сво­боды  воли,  национального  самосозна­ния, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым  началом  всякой реаль­ности и подлинно сущим является субъек­тивный  мир,  в силу чего изучение созна­ния субъекта должно выступать как стар­товая  и  основная  задача  философии. Искусственно  дистанцировал  русскую философию от западной философии. Ак­центировал  особенности  развития  русской философской традиции и настаивал на  существовании  возможности  и  необ­ходимости  осуществить  в русской  фило­софии  «истинный  идеал  философии». Полемизировал  с  М.  Нордау  как  одним из идеологов сионизма.  Подчеркивал ак­туальность и  необходимость борьбы  с ев­рейством  и  рассматривал  эту  борьбу  как основную  форму  борения  с  капитализ­мом. Осуществил ряд исследований  пси­хологии  полов,  в  границах которых осо­бое  внимание  уделил  изучению  психи­ческого мира женщины. В контексте этих исследований  выработал представление о существовании  «психического  ритма»  и сформулировал  закон  «психического  рит­ма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощуще­ний,  чувств  и  стремлений.  
+
Окончил  юридический  факультет Московского университета (1868).  В  1872-1876 гг. был профессором философии права в Де­мидовском  юридическом  лицее  в  Ярос­лавле. В  1881 — 1885 гг. заведовал универ­ситетским  отделением  лицея  Цесаревича Николая. Преподавал философию, психо­логию,  этику  и логику.  С 1885  г.  работал цензором Московского цензурного коми­тета.  В  1890—1893  гг.  был  приват-доцен­том  историко-филологического  факультета Московского университета.  Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира,  особенностей чело­веческого «Я», философии истории, сво­боды  воли,  национального  самосозна­ния, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым  началом  всякой реаль­ности и подлинно сущим является субъек­тивный  мир,  в силу чего изучение созна­ния субъекта должно выступать как стар­товая  и  основная  задача  философии. Искусственно  дистанцировал  русскую философию от западной философии. Ак­центировал  особенности  развития  русской философской традиции и настаивал на  существовании  возможности  и  необ­ходимости  осуществить  в русской  фило­софии  «истинный  идеал  философии». Полемизировал  с  М.  Нордау  как  одним из идеологов сионизма.  Подчеркивал ак­туальность и  необходимость борьбы  с ев­рейством  и  рассматривал  эту  борьбу  как основную  форму  борения  с  капитализ­мом. Осуществил ряд исследований  пси­хологии  полов,  в  границах которых осо­бое  внимание  уделил  изучению  психи­ческого мира женщины. В контексте этих исследований  выработал представление о существовании  «психического  ритма»  и сформулировал  закон  «психического  рит­ма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощуще­ний,  чувств  и  стремлений <ref> Овчаренко В.И. Астафьев Петр Евгеньевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 30-31. </ref>.  
  
 
== Некрополь ==
 
== Некрополь ==

Текущая версия на 14:45, 13 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Астафьев Петр Евгеньевич (1846-1893) — российский философ, психолог и юрист.

Фотографии

Биография

Окончил юридический факультет Московского университета (1868). В 1872-1876 гг. был профессором философии права в Де­мидовском юридическом лицее в Ярос­лавле. В 1881 — 1885 гг. заведовал универ­ситетским отделением лицея Цесаревича Николая. Преподавал философию, психо­логию, этику и логику. С 1885 г. работал цензором Московского цензурного коми­тета. В 1890—1893 гг. был приват-доцен­том историко-филологического факультета Московского университета. Исследовал проблемы соотношения веры и знания, специфики субъективного мира, особенностей чело­веческого «Я», философии истории, сво­боды воли, национального самосозна­ния, нравственности и др. Развивал идеи, согласно которым началом всякой реаль­ности и подлинно сущим является субъек­тивный мир, в силу чего изучение созна­ния субъекта должно выступать как стар­товая и основная задача философии. Искусственно дистанцировал русскую философию от западной философии. Ак­центировал особенности развития русской философской традиции и настаивал на существовании возможности и необ­ходимости осуществить в русской фило­софии «истинный идеал философии». Полемизировал с М. Нордау как одним из идеологов сионизма. Подчеркивал ак­туальность и необходимость борьбы с ев­рейством и рассматривал эту борьбу как основную форму борения с капитализ­мом. Осуществил ряд исследований пси­хологии полов, в границах которых осо­бое внимание уделил изучению психи­ческого мира женщины. В контексте этих исследований выработал представление о существовании «психического ритма» и сформулировал закон «психического рит­ма», согласно которому свойства душевной жизни зависят от скорости смены ощуще­ний, чувств и стремлений [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Философия истории
  • Философия самосознания
  • Философия нравственности
  • Соотношение веры и знания
  • Гендерная психология

Библиография работ

  1. Монизм или дуализм?, 1873
  2. Психический мир женщины: его особенности, превосходства и недостатки, 1881
  3. Понятие психического ритма как научное обоснование психологии полов, 1882
  4. Страдания и наслаждения в жизни, 1885
  5. Смысл истории и идеалы прогресса, 1885
  6. Симптомы и причины современного настроения. (Наше техническое богатство и наша духовная нищета). Две публичные лекции, 1885
  7. Чувство как нравственное начало, 1886
  8. Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт начал критической монадологии, 1893.

Ссылки

  1. Овчаренко В.И. Астафьев Петр Евгеньевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 30-31.