Басов Михаил Яковлевич — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Басов Михаил Яковлевич''' (1892—1931) — российс…»)
(нет различий)

Версия 20:21, 13 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Басов Михаил Яковлевич (1892—1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор концепции функциональной периодиза­ции деятельности.

Фотографии

Биография

Ученик А.Ф. Лазурского, под руководством которого начинал свою научную деятельность в психологи­ческой лаборатории института Бехтерева (Петроград). После смерти своего учите­ля Б. возглавляет лабораторию (1920), ко­торая входила в состав Института по изу­чению мозга и психической деятельнос­ти, организованного В.М. Бехтеревым на основе Психоневрологического института.

Некрополь

Области научных исследований

  • Общая психология
  • Методология психологического исследования
  • Педология

Научный вклад

Большое внимание Б. уделял анализу и разработке методов психологического ис­следования. Однако главным его исследова­тельским интересом становится проблема закономерностей и движущих сил психи­ческого развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психоло­гии. В работах «Методика психологических наблюдений над детьми» (1926), «Общие основы педологии» (1931) Б. развивал идеи А.Ф. Лазурского о роли естественного эк­сперимента как ведущего при исследова­нии психики детей. Большое внимание Б. уделял популяризации и введению в педа­гогическую практику и метода наблюде­ния, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперимен­те эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Б. писал, что это единственный метод, «ко­торый может быть применен ко всем формам развития психических функ­ций.» Если роль наблюдения связана прежде всего с широкими возможностя­ми его применения, то значительная роль естественного эксперимента соотноси­лась Б. с его возможностью сохранения естественных связей со средой, что прак­тически исключается в лабораторном эк­сперименте. Важнейшей заслугой Б. яв­ляется разработка совершенно нового подхода к взаимодействию человека со средой. Главное положение теории Б. — идея о том, что человек есть активный де­ятель в объективной, закономерно орга­низованной среде. Он впервые показал, что активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в измене­нии среды, а сама среда не аморфная масса, но определенным образом струк­турированная ситуация. Из этого поло­жения Б. делает важный вывод о том, что психическое и физическое развитие — это два разных процесса, которые подчи­няются разным законам. Развитие орга­низма определяется механизмом биологически фиксированном в нем самом. В то же время развитие человека как деяте­ля в среде, наоборот, впрямую зависит от окружающего социума и в зависимости от условий может идти по-разному, при­нимая разнообразные, часто совершенно непохожие друг на друга формы. Глав­ный смысл этого развития состоит в том, что человек действенно проникает в сре­ду и овладевает ею путем активного ее познания. Б. разработана функциональ­ная периодизация деятельности, в кото­рой выделены следующие уровни: 1) про­стая временная цепь актов, в которой каждый акт вызывается отдельным сти­мулом, не связанным с другими; 2) ассо­циативно-детерминированная деятель­ность, в которой каждое последующее звено связано по ассоциации с предыду­щим; 3) апперцептивно-детеминирован-ная деятельность, характеризующаяся ус­тремленностью к определенной цели и планомерностью течения. Чтобы подчер­кнуть разницу своего подхода к активно­сти человека, Б. впервые в истории оте­чественной психологии вводит термин «деятельность», говоря о «деятельности организма в окружающей среде, с помо­щью которой он устанавливает и выявля­ет свои взаимоотношения с нею». Прин­ципиальная новизна позиции Б. заклю­чалась в том, что психическое развитие человека вводилось в социально-истори­ческий контекст, так как развитие чело­века как деятеля определялось окружаю­щей и воздействующей на него природ­ной и культурно-исторической средой. Как существо социальное и историческое человек «развивается на основе всей сум­мы опыта бесконечного ряда предше­ствующих поколений». Подчеркивая, что человек является не просто деятелем в среде, но конкретным деятелем в опреде­ленной области профессионального тру­да, Б. обосновывал идею о том, что дея­тельность опосредует взаимоотношения организма и среды. Важная роль этого опосредующего звена связана с тем, что любая деятельность, и тем более деятель­ность профессиональная, несет в себе не­обходимые для ее выполнения знания. Это содержание деятельности Б. называл наукой. С помощью представлений о на­уке как о факторе, организующем дея­тельность человека, Б. обосновывал идею о культурной детерминации этой дея­тельности. Т.о. в теории Б. были заложе­ны не только новые методы исследования психического развития, но и новые под­ходы к самому этому развитию, которое, как он подчеркивал, определяется не только наследственностью, но и искусст­венно созданной средой, в которую вхо­дят «наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей» [1].


Библиография работ

  1. Методика психологических наблюдений над детьми, 1926,
  2. Общие основы педологии, 1931

Ссылки

  1. Марцинковская Т.Д. Басов Михаил Яковлевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 38-39