Батуев Александр Сергеевич

Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Батуев Александр Сергеевич (1935-2012) — российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза.

Биография

Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербург­ского физиологического общества. Обра­зование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспи­рантуру этого фак-та (1957— 1959). Профес­сиональную деятельность начал м.н.с. Фи­зиологического НИИ ЛГУ (1959—1961), где защитил канд. дис: «Функциональная структура двигательных актов» (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследователь­ской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. д и с : «Функции двигательного анализатора» и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976—1981). С 1981 по 1985 г. Б. - директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. и по настоящее время заведует кафедрой ВНД ЛГУ (ныне СПбГУ).

Области научных исследований

  • Психофизиология
  • Общая физиология мозга
  • Возрастная физиология мозга
  • Теория антропогенеза

Научный вклад

Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б., — психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивационных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А. Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему «Биосоциальные факторы формирования системы «Мать — дитя», которая служит базой для развития теоретических основ антропосоциогенеза. Руководил рядом комплексных программ РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994, 1995), являлся научным руководителем центра «Психофизиология матери и ребенка» СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий.

Библиография работ

  1. Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга, 1973;
  2. Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга, 1978;
  3. Мозг и организация движений, 1978;
  4. Введение в физиологию сенсорных систем, 1984;
  5. Высшая нервная деятельность, 1991;
  6. Человек. Основы физиологии и психологии / учебник для 9 кл., в соавт., 1998;
  7. Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка /ред., 1999;

Фотографии

Батуев А.С. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Батуев Александр Сергеевич

Ссылки