http://hist-psy.ru/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&feed=atom&action=historyБахтин Михаил Михайлович - История изменений2024-03-29T10:39:42ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.25.3http://hist-psy.ru/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&diff=206&oldid=prevАртём Костригин в 14:08, 14 ноября 20152015-11-14T14:08:49Z<p></p>
<table class='diff diff-contentalign-left'>
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<col class='diff-marker' />
<col class='diff-content' />
<tr style='vertical-align: top;'>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black; text-align: center;">← Предыдущая</td>
<td colspan='2' style="background-color: white; color:black; text-align: center;">Версия 14:08, 14 ноября 2015</td>
</tr><tr><td colspan="2" class="diff-lineno" id="L5" >Строка 5:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 5:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Биография ==</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Биография ==</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="color:black; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #ffe49c; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>После  окончания  Одесской гимназии учился  на  историко-филологическом факультете Новороссийского университета, затем перешел в  Петроградский университет,  который окончил в  1918 г.  Владел пятью языками  (гр.,  лат.,  нем.,  англ.,  фр.).  По окончании университета  преподавал  в  Невеле  в единой трудовой школе. В 1920 —  1924 гг. преподавал  всеобщую  литературу  и  философию  музыки  в  Педагогическом  институте и консерватории Витебска. Разрабатывал  проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал  проблемы  культуры  и  литературы.  Самостоятельно  и  совместно  с коллегами (в том числе с В.Н. Волошиновым  и  др.)  изучал  психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат  опубликовал  книгу  В.Н.  Волошинова  «Фрейдизм.  Критический  очерк», которая, согласно недоказанной и недокументированной версии, иногда приписывается  Б.  В  1929  г.  был  арестован  по сфабрикованному  ОГПУ  обвинению  в причастности  к деятельности  «нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде  под названием  «Воскресение», и отправлен на 5 лет в ссылку в г.  Кустанай.  В  этом  же  году  опубликовал  книгу «Проблемы  творчества Достоевского»,  в которой  исследовал  вопросы  создания полифонического  и диалогического романа.  Во  время  ссылки  написал  работу «Слово о романе» (1934—1935).  В  1937 г., после  окончания  ссылки,  из-за запрета проживать  в  крупных  городах  искал  работу в  Подмосковье и работал в г.  Кимры учителем в школе.  В этот период пишет труд о «смеховой культуре» — «Рабле в истории реализма», которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Институт  мировой  культуры  АН  СССР.  Однако эта работа,  оцененная  позже  как выдающееся  научное  достижение,  не  дала Б.  возможности  получить  докторскую степень (была доработана и опубликована только  в  1965  г).  С  1945  по  1961  г.  Б. работал в Саранске, преподавал и заведовал кафедрой в Мордовском педагогическом институте.  В 60-х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву.</div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="color:black; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #a3d3ff; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>После  окончания  Одесской гимназии учился  на  историко-филологическом факультете Новороссийского университета, затем перешел в  Петроградский университет,  который окончил в  1918 г.  Владел пятью языками  (гр.,  лат.,  нем.,  англ.,  фр.).  По окончании университета  преподавал  в  Невеле  в единой трудовой школе. В 1920 —  1924 гг. преподавал  всеобщую  литературу  и  философию  музыки  в  Педагогическом  институте и консерватории Витебска. Разрабатывал  проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал  проблемы  культуры  и  литературы.  Самостоятельно  и  совместно  с коллегами (в том числе с В.Н. Волошиновым  и  др.)  изучал  психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат  опубликовал  книгу  В.Н.  Волошинова  «Фрейдизм.  Критический  очерк», которая, согласно недоказанной и недокументированной версии, иногда приписывается  Б.  В  1929  г.  был  арестован  по сфабрикованному  ОГПУ  обвинению  в причастности  к деятельности  «нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде  под названием  «Воскресение», и отправлен на 5 лет в ссылку в г.  Кустанай.  В  этом  же  году  опубликовал  книгу «Проблемы  творчества Достоевского»,  в которой  исследовал  вопросы  создания полифонического  и диалогического романа.  Во  время  ссылки  написал  работу «Слово о романе» (1934—1935).  В  1937 г., после  окончания  ссылки,  из-за запрета проживать  в  крупных  городах  искал  работу в  Подмосковье и работал в г.  Кимры учителем в школе.  В этот период пишет труд о «смеховой культуре» — «Рабле в истории реализма», которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Институт  мировой  культуры  АН  СССР.  Однако эта работа,  оцененная  позже  как выдающееся  научное  достижение,  не  дала Б.  возможности  получить  докторскую степень (была доработана и опубликована только  в  1965  г).  С  1945  по  1961  г.  Б. работал в Саранске, преподавал и заведовал кафедрой в Мордовском педагогическом институте.  В 60-х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву <ins class="diffchange diffchange-inline"><ref>Карпенко Л</ins>.<ins class="diffchange diffchange-inline">А., Овчаренко В.И. Бахтин Михаил Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 41-43.</ref>.</ins></div></td></tr>
<tr><td colspan="2"> </td><td class='diff-marker'>+</td><td style="color:black; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #a3d3ff; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div> </div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Некрополь ==</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Некрополь ==</div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td></tr>
<tr><td colspan="2" class="diff-lineno" id="L20" >Строка 20:</td>
<td colspan="2" class="diff-lineno">Строка 21:</td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>Научное наследие  Б.  очень велико и разнообразно. Он стремился «повернуть» философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через  все  его исследования  проходит идея об ответственности человека за свое единственное  бытие  в  мире  и  культуре. Считал, что философия (равно как и психология)  должна  исследовать  жизнь  как деятельность  (не  столько  физическую, сколько духовную).  Разрабатывая «философию  поступка», трактовал  поступок как результат ответственно  воспринятого, а не навязанного извне, долженствования.  Решал  с  этой  позиции  проблему ценности: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в  индивидуальном  контексте».  В  своей нравственной  философии  имел  в  виду выход из мира традиционных моральных норм  в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель  «события-бытия».  Здесь  Б.  ближе всего  стоит  к  антропологической  философии,  он творчески осмысливает такие фундаментальные  понятия  как  «душа», «дух»,  «духовное», «душевное», «тело», рассматривает тело, душу  и дух в их триединстве.  Новаторской  предстает  и  его разработка  проблемы  «я-для-себя»,  «я-для-другого»,  «другой-для-меня»,  где  существенное место занимает феноменологический аспект «причастной вненаходимости  к  чужому  сознанию»,  «участное внимание  к  другому».  Здесь  основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой  жизни  необходимо  воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных.  Отсюда Б. дает свое определение культуры:  всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но  если  мир  культуры,  как  мир  живого духа,  подменяется  миром  рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда  нет  необходимости  в  знании  о духовном  мире.  Это,  по  Б.,  один  из  корней кризиса  творчества,  кризиса  культуры  и кризиса  поступков.  Если  всюду  царит причинная  и  математическая  необходимость,  то  человеку  остается  только  все понимать и все прощать, поскольку добро  и  зло совершенно равноценны  перед лицом  необходимости.  С  человека  снимается  всякая  ответственность.  Только через  культуру человек способен  к самодетерминации  и  способен  быть  ответственным  за  свои  поступки.  (Р.А.  Александрова).  Важное  место  в творчестве  Б.  </div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>Научное наследие  Б.  очень велико и разнообразно. Он стремился «повернуть» философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через  все  его исследования  проходит идея об ответственности человека за свое единственное  бытие  в  мире  и  культуре. Считал, что философия (равно как и психология)  должна  исследовать  жизнь  как деятельность  (не  столько  физическую, сколько духовную).  Разрабатывая «философию  поступка», трактовал  поступок как результат ответственно  воспринятого, а не навязанного извне, долженствования.  Решал  с  этой  позиции  проблему ценности: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в  индивидуальном  контексте».  В  своей нравственной  философии  имел  в  виду выход из мира традиционных моральных норм  в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель  «события-бытия».  Здесь  Б.  ближе всего  стоит  к  антропологической  философии,  он творчески осмысливает такие фундаментальные  понятия  как  «душа», «дух»,  «духовное», «душевное», «тело», рассматривает тело, душу  и дух в их триединстве.  Новаторской  предстает  и  его разработка  проблемы  «я-для-себя»,  «я-для-другого»,  «другой-для-меня»,  где  существенное место занимает феноменологический аспект «причастной вненаходимости  к  чужому  сознанию»,  «участное внимание  к  другому».  Здесь  основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой  жизни  необходимо  воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных.  Отсюда Б. дает свое определение культуры:  всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но  если  мир  культуры,  как  мир  живого духа,  подменяется  миром  рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда  нет  необходимости  в  знании  о духовном  мире.  Это,  по  Б.,  один  из  корней кризиса  творчества,  кризиса  культуры  и кризиса  поступков.  Если  всюду  царит причинная  и  математическая  необходимость,  то  человеку  остается  только  все понимать и все прощать, поскольку добро  и  зло совершенно равноценны  перед лицом  необходимости.  С  человека  снимается  всякая  ответственность.  Только через  культуру человек способен  к самодетерминации  и  способен  быть  ответственным  за  свои  поступки.  (Р.А.  Александрова).  Важное  место  в творчестве  Б.  </div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>занимали  проблемы  языка.  Он  предпринял  попытку «перенести»  вопрос о  взаимодействии  культуры  и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре  и  выраженных  в  знаковом  материале значений  и  смыслов.  «Слово»,  считает Б.,  —  акт индивидуального  творчества; «социальный кругозор» — та область значений,  которая отведена индивидуальному  сознанию  данной  эпохой  и  данной  </div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>занимали  проблемы  языка.  Он  предпринял  попытку «перенести»  вопрос о  взаимодействии  культуры  и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре  и  выраженных  в  знаковом  материале значений  и  смыслов.  «Слово»,  считает Б.,  —  акт индивидуального  творчества; «социальный кругозор» — та область значений,  которая отведена индивидуальному  сознанию  данной  эпохой  и  данной  </div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'>−</td><td style="color:black; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #ffe49c; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>культурной ситуацией.  В этом же контексте  Б.  разрабатывал  проблемы  диалога  и общения (речевой коммуникации). Трактовал  высказывание  как  «звено  в  очень сложно организованной цепи других высказываний»,  вступающих с  ним  в те  или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим.  Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа  в  романе,  проблемы  текста  в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках.  Работы  Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства.  </div></td><td class='diff-marker'>+</td><td style="color:black; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #a3d3ff; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>культурной ситуацией.  В этом же контексте  Б.  разрабатывал  проблемы  диалога  и общения (речевой коммуникации). Трактовал  высказывание  как  «звено  в  очень сложно организованной цепи других высказываний»,  вступающих с  ним  в те  или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим.  Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа  в  романе,  проблемы  текста  в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках.  Работы  Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства<ins class="diffchange diffchange-inline"><ref>Карпенко Л.А., Овчаренко В.И. Бахтин Михаил Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 41-43.</ref>.</ins>.  </div></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"></td></tr>
<tr><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Библиография работ ==</div></td><td class='diff-marker'> </td><td style="background-color: #f9f9f9; color: #333333; font-size: 88%; border-style: solid; border-width: 1px 1px 1px 4px; border-radius: 0.33em; border-color: #e6e6e6; vertical-align: top; white-space: pre-wrap;"><div>== Библиография работ ==</div></td></tr>
</table>Артём Костригинhttp://hist-psy.ru/index.php?title=%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&diff=205&oldid=prevАртём Костригин: Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бахтин Михаил Михайлович''' (1895—1975) — росс…»2015-11-14T14:01:42Z<p>Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бахтин Михаил Михайлович''' (1895—1975) — росс…»</p>
<p><b>Новая страница</b></p><div>== Авторы справочной статьи ==<br />
<br />
== Персоналия ==<br />
'''Бахтин Михаил Михайлович''' (1895—1975) — российский философ, психолог, литературовед, теоретик культуры. Специалист в области теории познания, эстетики, культурологии, филологии и литературоведения. <br />
<br />
== Биография ==<br />
После окончания Одесской гимназии учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета, затем перешел в Петроградский университет, который окончил в 1918 г. Владел пятью языками (гр., лат., нем., англ., фр.). По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. В 1920 — 1924 гг. преподавал всеобщую литературу и философию музыки в Педагогическом институте и консерватории Витебска. Разрабатывал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и литературы. Самостоятельно и совместно с коллегами (в том числе с В.Н. Волошиновым и др.) изучал психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Госиздат опубликовал книгу В.Н. Волошинова «Фрейдизм. Критический очерк», которая, согласно недоказанной и недокументированной версии, иногда приписывается Б. В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности «нелегальной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ленинграде под названием «Воскресение», и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Кустанай. В этом же году опубликовал книгу «Проблемы творчества Достоевского», в которой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического романа. Во время ссылки написал работу «Слово о романе» (1934—1935). В 1937 г., после окончания ссылки, из-за запрета проживать в крупных городах искал работу в Подмосковье и работал в г. Кимры учителем в школе. В этот период пишет труд о «смеховой культуре» — «Рабле в истории реализма», которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Институт мировой культуры АН СССР. Однако эта работа, оцененная позже как выдающееся научное достижение, не дала Б. возможности получить докторскую степень (была доработана и опубликована только в 1965 г). С 1945 по 1961 г. Б. работал в Саранске, преподавал и заведовал кафедрой в Мордовском педагогическом институте. В 60-х гг. переехал в Подмосковье, а затем в Москву.<br />
== Некрополь ==<br />
<br />
== Области научных исследований ==<br />
* Философия культуры<br />
* Теория познания<br />
* Теория культуры<br />
* Эстетика<br />
* Филология<br />
* Психоанализ<br />
* Психология искусства<br />
<br />
== Научный вклад ==<br />
Научное наследие Б. очень велико и разнообразно. Он стремился «повернуть» философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через все его исследования проходит идея об ответственности человека за свое единственное бытие в мире и культуре. Считал, что философия (равно как и психология) должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическую, сколько духовную). Разрабатывая «философию поступка», трактовал поступок как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. Решал с этой позиции проблему ценности: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». В своей нравственной философии имел в виду выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель «события-бытия». Здесь Б. ближе всего стоит к антропологической философии, он творчески осмысливает такие фундаментальные понятия как «душа», «дух», «духовное», «душевное», «тело», рассматривает тело, душу и дух в их триединстве. Новаторской предстает и его разработка проблемы «я-для-себя», «я-для-другого», «другой-для-меня», где существенное место занимает феноменологический аспект «причастной вненаходимости к чужому сознанию», «участное внимание к другому». Здесь основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. Отсюда Б. дает свое определение культуры: всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда нет необходимости в знании о духовном мире. Это, по Б., один из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса поступков. Если всюду царит причинная и математическая необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости. С человека снимается всякая ответственность. Только через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. (Р.А. Александрова). Важное место в творчестве Б. <br />
занимали проблемы языка. Он предпринял попытку «перенести» вопрос о взаимодействии культуры и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. «Слово», считает Б., — акт индивидуального творчества; «социальный кругозор» — та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной <br />
культурной ситуацией. В этом же контексте Б. разрабатывал проблемы диалога и общения (речевой коммуникации). Трактовал высказывание как «звено в очень сложно организованной цепи других высказываний», вступающих с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим. Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа в романе, проблемы текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Работы Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства. <br />
<br />
== Библиография работ ==<br />
# Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965, 1990; <br />
# Эстетика словесного творчества, 1979, 1986; <br />
# Работы 20-х годов, 1994; <br />
# Проблемы творчества и поэтики Достоевского, 1994<br />
<br />
== Фотографии ==<br />
<br />
== Бахтин М.М. на Карте истории российской психологии ==<br />
{{#MultiMaps: 46.485108, 30.744051 <br />
| markers = 46.485108, 30.744051 ~ Одесская гимназия ~Место учебы [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин]];<br />
| markers = 46.487517, 30.731203 ~ Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова ~ Место учебы [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин]];<br />
| markers = 59.941783, 30.298920 ~ Санкт-Петербургский государственный университет ~ Место учебы [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин (1918)]];<br />
| markers = 55.177633, 30.225239 ~ Витебский государственный университет имени П.М. Машерова ~ Место работы [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин (1920-1924)]];<br />
| markers = 54.160499, 45.158395 ~ Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева ~ Место работы [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин (1945-1961)]];<br />
| markers = 53.218938, 63.630058 ~ Костанай ~ Место ссылки [[Бахтин Михаил Михайлович|М.М. Бахтин (1930-1936)]];<br />
}}<br />
[[Бахтин Михаил Михаилович]]<br />
<br />
== Ссылки ==<br />
<br />
[[Категория:Психологи России]]<br />
[[Категория:Психологи СССР]]<br />
[[Категория:Философы России]]<br />
[[Категория:Философы СССР]]<br />
[[Категория:Культурологи СССР]]<br />
[[Категория:Культурологи России]]<br />
[[Категория:Литературоведы России]]<br />
[[Категория:Литературоведы СССР]]<br />
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]<br />
[[Категория:Родившиеся в 1895 году]]<br />
[[Категория:Умершие в 1975]]<br />
[[Категория:Одесса]]<br />
[[Категория:Одесская гимназия]]<br />
[[Категория:Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова]]<br />
[[Категория:Историко-филологический факультет Одесского национального университета им. И.И. Мечникова]]<br />
[[Категория:Санкт-Петербург]]<br />
[[Категория:Санкт-Петербургский государственный университет]]<br />
[[Категория:Беларусь]]<br />
[[Категория:Витебск]]<br />
[[Категория:Витебская область]]<br />
[[Категория:Витебский государственный университет имени П.М. Машерова]]<br />
[[Категория:Осужденные]]<br />
[[Категория:Костанай]]<br />
[[Категория:Республика Мордовия]]<br />
[[Категория:Саранск]]<br />
[[Категория:Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева]]<br />
[[Категория:Москва]]<br />
[[Категория:Московская область]]<br />
[[Категория:Философия культуры]]<br />
[[Категория:Теория культуры]]<br />
[[Категория:Теория познания]]<br />
[[Категория:Эстетика]]<br />
[[Категория:Филология]]<br />
[[Категория:Психоанализ]]<br />
[[Категория:Психология искусства]]</div>Артём Костригин