Бахтин Михаил Михайлович

Версия от 17:08, 14 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Бахтин Михаил Михайлович (1895—1975) — российский философ, психолог, литературовед, теоретик культуры. Специ­алист в области теории познания, эстети­ки, культурологии, филологии и литерату­роведения.

Биография

После окончания Одесской гимназии учился на историко-филологи­ческом факультете Новороссийского университета, за­тем перешел в Петроградский университет, кото­рый окончил в 1918 г. Владел пятью язы­ками (гр., лат., нем., англ., фр.). По окончании университета преподавал в Невеле в единой трудовой школе. В 1920 — 1924 гг. преподавал всеобщую литературу и фи­лософию музыки в Педагогическом институте и консерватории Витебска. Разрабаты­вал проблему понимания творчества как поступка. В 1924 г. переехал в Ленинград. Исследовал проблемы культуры и лите­ратуры. Самостоятельно и совместно с коллегами (в том числе с В.Н. Волошиновым и др.) изучал психоаналитическое учение 3. Фрейда. В 1927 г. в Москве Гос­издат опубликовал книгу В.Н. Волошинова «Фрейдизм. Критический очерк», которая, согласно недоказанной и недо­кументированной версии, иногда припи­сывается Б. В 1929 г. был арестован по сфабрикованному ОГПУ обвинению в причастности к деятельности «нелегаль­ной организации правой интеллигенции, существовавшей в течение ряда лет в Ле­нинграде под названием «Воскресение», и отправлен на 5 лет в ссылку в г. Кустанай. В этом же году опубликовал книгу «Проблемы творчества Достоевского», в которой исследовал вопросы создания полифонического и диалогического ро­мана. Во время ссылки написал работу «Слово о романе» (1934—1935). В 1937 г., после окончания ссылки, из-за запрета проживать в крупных городах искал ра­боту в Подмосковье и работал в г. Ким­ры учителем в школе. В этот период пи­шет труд о «смеховой культуре» — «Раб­ле в истории реализма», которую в 1940 г. представил в качестве докт. дис. в Инсти­тут мировой культуры АН СССР. Одна­ко эта работа, оцененная позже как вы­дающееся научное достижение, не дала Б. возможности получить докторскую степень (была доработана и опубликова­на только в 1965 г). С 1945 по 1961 г. Б. работал в Саранске, преподавал и заведо­вал кафедрой в Мордовском педагогичес­ком институте. В 60-х гг. переехал в Под­московье, а затем в Москву [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Философия культуры
  • Теория познания
  • Теория культуры
  • Эстетика
  • Филология
  • Психоанализ
  • Психология искусства

Научный вклад

Научное наследие Б. очень велико и разнообразно. Он стремился «повернуть» философию к вечным проблемам человеческого бытия. Через все его исследования проходит идея об ответственности человека за свое единственное бытие в мире и культуре. Считал, что философия (равно как и психология) должна исследовать жизнь как деятельность (не столько физическую, сколько духовную). Разрабатывая «философию поступка», трактовал поступок как результат ответственно воспринятого, а не навязанного извне, долженствования. Решал с этой позиции проблему ценности: «общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте». В своей нравственной философии имел в виду выход из мира традиционных моральных норм в сферу смысла, духа. Только в таком случае рождается чувство ответственности, поскольку я единственный свидетель «события-бытия». Здесь Б. ближе всего стоит к антропологической философии, он творчески осмысливает такие фундаментальные понятия как «душа», «дух», «духовное», «душевное», «тело», рассматривает тело, душу и дух в их триединстве. Новаторской предстает и его разработка проблемы «я-для-себя», «я-для-другого», «другой-для-меня», где существенное место занимает феноменологический аспект «причастной вненаходимости к чужому сознанию», «участное внимание к другому». Здесь основная идея Б. в том, что каждый феномен человеческой жизни необходимо воспринимать как феномен культуры. А идея культуры понималась им как синтез духовных смыслов бытия — логических, эстетических, религиозных, нравственных, эмоциональных. Отсюда Б. дает свое определение культуры: всякая культура основывается на творчестве и означает творчество. Но если мир культуры, как мир живого духа, подменяется миром рассудочных категорий, механическим способом мысли, социальной необходимостью, то убивается всякая жизненная связность, тогда нет необходимости в знании о духовном мире. Это, по Б., один из корней кризиса творчества, кризиса культуры и кризиса поступков. Если всюду царит причинная и математическая необходимость, то человеку остается только все понимать и все прощать, поскольку добро и зло совершенно равноценны перед лицом необходимости. С человека снимается всякая ответственность. Только через культуру человек способен к самодетерминации и способен быть ответственным за свои поступки. (Р.А. Александрова). Важное место в творчестве Б. занимали проблемы языка. Он предпринял попытку «перенести» вопрос о взаимодействии культуры и человека в семиотическую плоскость. Язык, по Б., — это совокупность принятых в данной культуре и выраженных в знаковом материале значений и смыслов. «Слово», считает Б., — акт индивидуального творчества; «социальный кругозор» — та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и данной культурной ситуацией. В этом же контексте Б. разрабатывал проблемы диалога и общения (речевой коммуникации). Трактовал высказывание как «звено в очень сложно организованной цепи других высказываний», вступающих с ним в те или иные отношения, когда всякий говорящий является в большей или меньшей степени отвечающим. Исследовал так же эстетику словесного творчества, формы времени и хронотопа в романе, проблемы текста в лингвистике, филологии и др. гуманитарных науках. Работы Б. лежат в основании многих работ по психолингвистике и психологии искусства[2]..

Библиография работ

  1. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965, 1990;
  2. Эстетика словесного творчества, 1979, 1986;
  3. Работы 20-х годов, 1994;
  4. Проблемы творчества и поэтики Достоевского, 1994

Фотографии

Бахтин М.М. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Бахтин Михаил Михаилович

Ссылки

  1. Карпенко Л.А., Овчаренко В.И. Бахтин Михаил Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 41-43.
  2. Карпенко Л.А., Овчаренко В.И. Бахтин Михаил Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 41-43.