Безруких Марьям Моисеевна — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Библиография работ)
(Биография)
Строка 6: Строка 6:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Доктор  биологический  наук (1994), чл.-кор. [[Российская академия образования|РАО]] (2000), академик [[Российская академия образования|РАО]] (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, член Федерального координацион­ного совета по образованию МО РФ. Ла­уреат премии  Президента  РФ  в  области образования  (1997),  награждена Орденом за  заслуги  перед  Отечеством  II  степени (2002).  Окончила  химико-биологический факультет Туркменского государственного пе­дагогического  института  (1968).  С  1972  г. работает в  Институте  возрастной физио­логии  РАО.  В  1974  защитила  канд.  дис: «Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в про­цессе  письма(на основе принципов тео­рии регулирования)». С 1990 — зав. лабо­раторией  ИВФ  РАО.  В  1994  г.  защитила докт.  дис:  «Центральные  механизмы  ре­гуляции  произвольных движений  у детей 6-10 лет»  и  в  1996  г.  становится директо­ром  ИВФ  РАО <ref> Карпенко Л.А. Безруких Марьям Моисеевна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 44-45.</ref>. Почётный профессор Новосибирского государственного педагогического университета <ref> Официальный сайт НГПУ. URL: http://www.nspu.ru/training/pochetn_professory_nspu/Bezrukih_M_M.php</ref>
+
Доктор  биологический  наук (1994), чл.-кор. [[Российская академия образования|РАО]] (2000), академик [[Российская академия образования|РАО]] (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, член Федерального координацион­ного совета по образованию МО РФ. Ла­уреат премии  Президента  РФ  в  области образования  (1997),  награждена Орденом за  заслуги  перед  Отечеством  II  степени (2002).  Окончила  химико-биологический факультет Туркменского государственного пе­дагогического  института  (1968).  С  1972  г. работает в  Институте  возрастной физио­логии  РАО.  В  1974  защитила  канд.  дис: «Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в про­цессе  письма(на основе принципов тео­рии регулирования)». С 1990 — зав. лабо­раторией  ИВФ  РАО.  В  1994  г.  защитила докт.  дис:  «Центральные  механизмы  ре­гуляции  произвольных движений  у детей 6-10 лет»  и  в  1996  г.  становится директо­ром  ИВФ  РАО <ref> Карпенко Л.А. Безруких Марьям Моисеевна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 44-45.</ref>. Почётный профессор Новосибирского государственного педагогического университета<ref> Официальный сайт НГПУ. URL: http://www.nspu.ru/training/pochetn_professory_nspu/Bezrukih_M_M.php</ref>.
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==

Версия 07:55, 16 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Безруких Марьям Моисеевна (р. 1945) — российский психофизиолог, специалист в области возрастной и педаго­гической психофизиологии, возрастной физиологии.

Биография

Доктор биологический наук (1994), чл.-кор. РАО (2000), академик РАО (2004). Директор Центра образования и здоровья МО РФ, член Федерального координацион­ного совета по образованию МО РФ. Ла­уреат премии Президента РФ в области образования (1997), награждена Орденом за заслуги перед Отечеством II степени (2002). Окончила химико-биологический факультет Туркменского государственного пе­дагогического института (1968). С 1972 г. работает в Институте возрастной физио­логии РАО. В 1974 защитила канд. дис: «Комплексная оценка функционального состояния организма школьников в про­цессе письма(на основе принципов тео­рии регулирования)». С 1990 — зав. лабо­раторией ИВФ РАО. В 1994 г. защитила докт. дис: «Центральные механизмы ре­гуляции произвольных движений у детей 6-10 лет» и в 1996 г. становится директо­ром ИВФ РАО [1]. Почётный профессор Новосибирского государственного педагогического университета[2].

Области научных исследований

  • Психофизиология
  • Возрастная психофизиология
  • Педагогическая психофизиология
  • Возрастная физиология

Научный вклад

Научная деятельность Б. в основном связана с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития и формирования познавательных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявлением и исследованием факторов риска в развитии, ранним прогнозированием, диагностикой и коррекцией трудностей обучения. Особое внимание ею уделялось разработке диагностических методик, позволяющих определить уровень сформирован ное познавательных функций и готовность детей к школьному обучению. Изучение психофизиологических механизмов формирования навыка письма в норме у леворуких детей и детей с несформированностью зрительно-моторных координации позволило Б. разработать авторскую методику подготовки и обучения письму детей с несформированностью ряда познавательных функций. Наряду с научной Б. ведет активную преподавательскую деятельность. Возглавляет кафедру возрастной физиологии УРАО (с 2000). Является соавтором учебников «Психофизиология ребенка» (2000), «Возрастная физиология» (2002) [3].

Библиография работ

  1. Обучение письму. М., 1997;
  2. Адаптация к учебным и физическим нагрузкам, в соавт., М., 1988;
  3. Морфофункциональное развитие детей 6-летнего возраста/в соавт., М., 1998;
  4. Нормализация учебной нагрузки школьников, в соавт., М., 1988;
  5. Проблемные дети, М., 2000;
  6. Физиология развития ребенка, в соавт., М., 2000;
  7. Леворукий ребенок в школе и дома, М., 1996, 1998, 2002;
  8. Проблемы и трудности медлительных детей, М., 1994, 1996, 2000;
  9. Ребенок идет в школу, М., 1991, 1996, 1998, 2001;
  10. Ступеньки к школе, М., 2000, 2001, 2002;
  11. Проверьте ребенка перед школой — тесты и рекомендации, 1994;
  12. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет, 1996;
  13. Методика раннего прогнозирования школьных трудностей, 2000
  14. Прописи для леворуких детей (1995);
  15. Прописи для детей с трудностями обучения (2001)
  16. Психофизиология ребенка, в соавт., 2000,
  17. Возрастная физиология, в соавт., 2002.
  18. Жадько Н.В., Безруких М.М. Формирование "мягких" навыков в профессиональном обучении // Профессиональное образование. Столица. 2011. №8. С. 14-15.
  19. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Особенности формирования навыков письма и чтения у школьников младших классов // Известия Российской академии образования. 2011. №1. С. 122-136.
  20. Безруких М.М. Разговор о правильном питании: методическое пособие для учителя / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Москва, 2011. Сер. Правильное питание: образовательная программа / Nestle
  21. Безруких М.М. Формула правильного питания: методическое пособие для учителя / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Москва, 2011.
  22. Безруких М.М. Две недели в лагере здоровья: методическое пособие для учителя / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Москва, 2011.
  23. Безруких М.М. Разговор о правильном питании: методическое пособие для учителя / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева. Москва, 2011.
  24. Безруких М.М., Комкова Ю.Н. Функциональное состояние организма детей 15-16 лет в зависимости от возраста начала работы за компьютером // Новые исследования. 2012. №3(32). С. 22-31.
  25. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Байдина В.А. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как cпособ раннего выявления рисков дезадаптации // Новые исследования. 2012. №1(30). С. 145-157.
  26. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. 2012. № 2. С. 10-16.
  27. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 11-16.
  28. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2012. №5. С. 51.
  29. Безруких М.М. Педагогическая физиология (пф) как интегральная система знаний, необходимых педагогу // Известия Российской академии образования. 2012. №3. С. 49-56.
  30. Безруких М.М. Азбука: для подготовки детей к школе / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. Москва, 2012.
  31. Теребова Н.Н., Безруких М.М. Возрастные особенности функциональной организации коры головного мозга у детей 5, 6 и 7 лет с разным уровнем сформированности зрительного восприятия // Новые исследования. 2013. №4. С. 67-88.
  32. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет // Новые исследования. 2013. №4. С. 4-19.
  33. Безруких М.М., Хрянин А.В., Теребова Н.Н. Возрастные и половые особенности психофизиологической структуры зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Новые исследования. 2013. №4. С. 20-36.
  34. Безруких М.М., Верба А.С. Влияние особенностей раннего развития на формирование познавательных функций у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным мануальным предпочтением // Новые исследования. 2013. №4. С. 131-144.
  35. Макеева А.Г., Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формирование основ культуры питания у детей и подростков - методические аспект // Вопросы детской диетологии. 2013. Т. 11. №2. С. 44-47.
  36. Безруких М.М., Иванов В.В. Движения глаз в процессе чтения как показатель сформированности навыка // Физиология человека. 2013. Т. 39. №1. С. 83. [Переводная версия: Bezrukikh M.M., Ivanov V.V. Eye movements in the process of reading as an indicator of development of reading skill // Human Physiology. 2013. Т. 39. № 1. С. 68-77. ]
  37. Куравский Л.С., Мармалюк П.А., Барабанщиков В.А., Безруких М.М., Демидов А.А., Иванов В.В., Юрьев Г.А. Обучаемые структуры как основа программного обеспечения для диагностики навыков и компетенций // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2013. № 5. С. 046-060.
  38. Куравский Л.С., Мармалюк П.А., Барабанщиков В.А., Безруких М.М., Демидов А.А., Иванов В.В., Юрьев Г.А. Оценка степени сформированности навыков и компетенций на основе вероятностных распределений глазодвигательной активности // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 64-80.
  39. Куравский Л.С., Мармалюк П.А., Барабанщиков В.А., Безруких М.М., Демидов А.А., Иванов В.В., Юрьев Г.А. Оценка степени сформированности навыков чтения на основе анализа глазодвигательной активности // Ребенок с дислексией в реалиях XXI века (обсуждение и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. 2013. С. 44-57.
  40. Безруких М.М., Жадько Н.В. Есть ли будущее у педагогического образования? // Образовательная политика. 2014. № 1 (63). С. 90-95.
  41. Безруких М.М., Иванов В.В. Окуломоторная активность при чтении у детей с разной степенью сформированности навыка сообщение 1. Особенности окуломоторной активности у хорошо и плохо читающих детей 6-7 лет // Новые исследования. 2014. № 4 (41). С. 67-76.
  42. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка // Новые исследования. 2014. № 3 (40). С. 4-19.
  43. Безруких М.М., Войнов В.Б., Кульба С.Н., Шурыгина И.П. Изучение остроты зрения школьников 7-17 лет в динамике обучения // Georgian Medical News. 2014. № 12. С. 55-60.
  44. Безруких М.М. Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного возраста // Известия Российской академии образования. 2014. № 4. С. 107-113.
  45. Безруких М.М., Жадько Н.В. О ключевых компетенциях педагога и «границах» педагогического образования // Педагогика. 2014. № 5. С. 3-7.
  46. Безруких М.М., Логинова Е.С., Парцалис Е.М. Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция // Физиология человека. 2015. Том 41. №4. С. 18.

Фотографии

Безруких М.М. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Безруких Марьям Моисеевна

Ссылки

  1. Карпенко Л.А. Безруких Марьям Моисеевна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 44-45.
  2. Официальный сайт НГПУ. URL: http://www.nspu.ru/training/pochetn_professory_nspu/Bezrukih_M_M.php
  3. Карпенко Л.А. Безруких Марьям Моисеевна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 44-45.