Бернштейн Александр Николаевич

Версия от 19:31, 16 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бернштейн Александр Николаевич''' (1870—1922)…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Бернштейн Александр Николаевич (1870—1922) — российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из орга­низаторов и лидеров российского психо­аналитического движения.

Биография

Доктор медицин­ских наук (1901), профессор. Был одним из организаторов журнала «Современная психиатрия». Основал «Журнал психоло­гии, неврологии и психиатрии» (1922). Б. — сын Н.О. Бернштейна, известного российского врача, физиолога и обще­ственного деятеля и отец Н.А. Бернштей­на — известного российского психолога. Под руководством отца Б. получил на­чальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую гимназию и посту­пил на медицинский фак-т Московского ун-та. Был учеником и сотрудником С.С. Корсакова. Одновременно с учебой работал в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л.О. Даркшевича изучал микроскопическую анато­мию ЦНС. Особое внимание уделял про­блемам психиатрии. По окончании ун-та (1893) получил диплом лекаря (с отличи­ем) и по совету С.С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В 1893—1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского ун-та. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э. Крепелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным россий­ским последователем его учения. В это же время прослушал курс К.Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачеб­ной работой интенсивно изучал филосо­фию и психологию и был ближайшим помощником А.А. Токарского в психоло­гической лаборатории клиники. С 1901 г. — зав. этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докт. дис, посвященную проблемам значения мышечного валика, и в 1902 г. стал приват-доцентом. В этом же году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологи­ческой психологии. Посетил ряд психоло­гических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и про­слушал лекции Э. Крепелина, Р. Зомме­ра, К. Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологи­ческой психологии (с практическими за­нятиями), который вел до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С.С. Корсакова заведо­вал Московским Центральным полицей­ским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи не­имущим горожанам, дотоле содержав­шимся в полицейских участках. Привлек к работе в этом учреждении В.А. Гиля­ровского, Е.К. Краснушкина, Ю.В. Каннабиха и др. Организовал в нем биохими­ческую, патологоанатомическую и пси­хологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Чи­тал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения Центрально­го полицейского приемного покоя в чис­ло учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации вре­менных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публико­вавшую «Труды психологической лабора­тории при Московском педагогическом собрании»(1909, 1911). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогичес­кой психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследо­вания душевнобольных» (1908), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практи­ческих методах экспериментально-психо­логического исследования личности: «Эк­спериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных рас­стройств при душевных болезнях» (1910), «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1911), «Клинические лекции о душевных болез­нях» (1912). Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ опре­деления восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигу­рами, методики экспериментально-пси­хологического исследования и клиничес­кого опроса, выполнил работы по эпи­лепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического уче­ния. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых повышали свою квалификацию психиат­ры России. В 1909 г. пригласил в качестве лектора Н.А. Вырубова, который прочи­тал спецкурс «Психоаналитический ме­тод в изучении и терапии психоневро­зов». В 1910—1914 гг. был одним из орга­низаторов и членов редколлегии журнала «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной пси­хологии». В 1919 г. содействовал созда­нию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф.Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический ин-т, заведовал там отделом психиатрии. В 1920—1922 гг. был директором Государственного пси­хоневрологического ин-та (ныне — Мос­ковский НИИ психиатрии МЗ РФ). При­влек к работе перспективных специали­стов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе «Гипнологии и психоанализа». В 1921 г. содействовал организации в ин-те научного кружка, изучавшего «вопросы психологии худож. творчества психоаналитическим мето­дом» и принимал активное участие в его работе. В этом же году открыл при отде­ле психологии ин-та психоаналитически ориентированный «Детский дом-лабора­торию по научному изучению детского возраста», ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и зародышем Государственного психоана­литического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И.Д. Ермаковым и С. Люби­мовым пытался создать научное обще­ство для исследования явлений психиз­ма, связанных с подсознательным [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Психиатрия
  • Психоневрология
  • Психоанализ
  • Психотерапия
  • Клиническая психология
  • Экспериментальная психология

Научный вклад

В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются психологические методики Б., направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им «симптом Бернштейна» (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов.

Библиография работ

  1. Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней (1908),
  2. Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях (1910),
  3. Клинические приемы психологического исследования душевнобольных (1911),
  4. Клинические лекции о душевных болезнях (1912)

Фотографии

Бернштейн А.Н. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Бернштейн Александр Николаевич

Ссылки

  1. Овчаренко В.И. // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005.-С. 55-56.