Блонский Павел Петрович

Версия от 07:53, 20 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Блонский Павел Петрович''' (1884—1941) — росси…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — российский педагог, психолог и философ.

Биография

Профессор (1918). По сово­купности работ Б. была присвоена степень доктора педагогических наук (1935). Окончил историко-филологический факультет Киевского Императорского университета св. Владимира (сейчас - Киевский национальный университет им. Т. Шевченко) (1907). Преподавал психоло­гию, философию и педагогику в Императорском Москов­ском университете (сейчас - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), на Высших женских педагогических курсах и в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского (сейчас в этом здании - Российский государственный гуманитарный университет). В 1907—1914 гг. напи­сал ряд работ по философии и истории философии (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.). В 1915—1916 гг. опубли­ковал серию педагогических статей, на­правленных против казарменных поряд­ков в школе и ее обособления от реаль­ной жизни. После Октябрьской рево­люции на основе принципов марксист­ской перестройки педагогической науки разрабатывал идеологию и теорию трудо­вой политехнической школы. В 1919 г. организовал и возглавил в Москве Академию социаль­ного воспитания (с 1924 г. — Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской) и до 1931 г. был ее профессором. С 1922 по 1932 г. — член научно-педагогической секции Государственного ученого совета Народного комиссариата просвещения РСФСР (сейчас в этом здании - Библиотека министерства образования), куда был введен по рекоменда­ции Н.К. Крупской, оказавшей серьезное влияние на его научное мировоззрение. Выступал за перестройку психологичес­кой науки на основе марксизма. В 1922 г. был одним из инициаторов организации и сооснователей Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 20-х гг. яв­лялся одним из лидеров отечественной педологии. После разгрома педологии (1936) препо­давал в 1-м и 2-м Московских университетах. В 1930—1940 гг. заведовал лабораторией памяти и несколько позже лабораторией мышления и речи в Институте экспери­ментальной психологии [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Педагогическая психология
  • Педология
  • Общая психология
  • Педагогика
  • Психоанализ

Научный вклад

Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности [2].

Библиография работ

  1. Задачи и методы народной школы, 1916
  2. Философия Плотина (1918),
  3. Современная философия (1918-1922, тт. 1-2),
  4. Трудовая школа, 1919
  5. Очерк научной психологии, 1921
  6. Педагогика (1924, 8-е изд.),
  7. Педология, 1925,1934,1936
  8. Память и мышление (1935),
  9. Очерки детской сексуальности (1935)

Фотографии

Блонский П.П. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Блонский Павел Петрович

Ссылки

  1. Овчаренко В.И. Блонский Павел Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 67.
  2. Овчаренко В.И. Блонский Павел Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 67.