Богоявленская Диана Борисовна

Версия от 08:36, 20 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Богоявленская Диана Борисовна''' (р. 1932) — р…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932) — российский психолог, специ­алист в области общей психологии, пси­хологии мышления, творчества и одарен­ности.

Биография

Д-р психологических наук (1988), профессор (1990). Председатель Москов­ского отделения Общества психологов СССР (с 1990), затем РПО (с 1994); член президиума Координационного совета РПО (1996). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999) и премии Президента РФ по программе «Дети Рос­сии» (за особый вклад в работу с одаренны­ми детьми, 2001). Окончила психологичес­кий (1958) и философский (1962) фак-ты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (сейчас - Психологический институт РАО) (1965-1968). Ученица С.Л. Рубинштейна. С 1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила канд. дис: «Методы исследования интел­лектуальной активности», в 1988 г. — докт: «Психологические основы интел­лектуальной активности». С 1990 г. зав. лабораторией «Диагностики творчества» ПИ РАО [1].

Области научных исследований

  • Психология творчества
  • Психология одаренности
  • Психология мышления

Научный вклад

Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности. Выделив «единицу анализа творчества», разработала экспериментальный диагностический метод — «Креативное поле» (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм «спонтанных» открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития («самодвижения деятельности» и «познавательной самодеятельности»), фиксировать выход в область «непредзаданного», что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология. Б. является зам. председателя Координационного совета Президентской программы, ответственным ред. коллективной монографии . Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции «Одаренность: рабочая концепция» (2000, 2002) [2].

Библиография работ

«Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983, «Психология творческих способностей», 2002«Одаренные дети» (1997)«Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997) «Психология сегодня». Вестник РПО, в 4-х тт., М., 1996; «Педагогические системы: одаренные дети», М., 2000.

Фотографии

Богоявленская Д.Б. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Богоявленская Диана Борисовна

Ссылки

  1. Карпенко Л.А., Кольцова В.А. // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68.
  2. Карпенко Л.А., Кольцова В.А. // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68.