Бодалев Алексей Александрович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бодалев Алексей Александрович''' (р. 1923) — р…»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
== Персоналия ==
 
== Персоналия ==
'''Бодалев Алексей Александрович''' (р.  1923) — российский психолог, специ­алист  в  области  психологии  личности, социальной  психологии, социальной  
+
'''Бодалев Алексей Александрович''' (1923-2014) — российский психолог, специ­алист  в  области  психологии  личности, социальной  психологии, социальной  
 
перцепции и психологии общения. Уче­ник Б.Г. Ананьева и  В.Н.  Мясищева.  
 
перцепции и психологии общения. Уче­ник Б.Г. Ананьева и  В.Н.  Мясищева.  
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Доктор психологических наук < 1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акаде­мик-секретарь  Отделения  психологии  и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР  (1986-1989). Д.  чл.  РАО  (с  1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух  сроков (1980—1988)  представлял отечественную  психологию  в  Ассамблее международной  ассоциации  научной психологии.  В разное  время —  чл.  редк. журналов  «Вопросы  психологии»,  «Пси­хологический  журнал»,  «Мир  психоло­гии».  Отв.  ред  журнала  «Вестник  МГУ. Серия  14.  Психология»  (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда»  (1943),  «Задоблестный труд в Великой Отечественной  вой­не»  (1946),  «За  Победу» (1946),  медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского.  Орденом  «Трудового  Крас­ного  знамени»  (1983);  орденом  Дружбы (1999).  Окончил  отделение  психологии философского фак-та Л ГУ (1950), в кото­ром затем преподавал, пройдя путь от ас­систента до зав.  кафедрой общей  психологии  (1969—1976)  и декана фак-та  пси­хологии  (1972—1976).  В  1953  г.  защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: «Восприятие и  понимание  человека  человеком».  В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиПП АПН БОДРОВ СССР организовал  и возглавил первую в стране  лабораторию  по  изучению  соци­альной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую  консультацию  помощи родителям,  испытывающим  трудности  в воспитании детей. С  1979 по 1986 Б. —де­кан фак-та психологии МГУ им. Ломоно­сова и зав.  кафедрой общей психологии. С  1989  г.  по  1993  г. —  зав. лабораторией Психологии  общения  ПИ  РАО.  С  1993 года— гл.н.с.  ПИ  РАО  и  одновременно профессор  кафедры  психологии  труда  и инженерной психологии факультета психоло­гии  МГУ.  С  2000 —  профессор  кафедры акмеологии  и  психологии  профессио­нальной деятельности  РАГС при  Прези­денте  РФ.  
+
Доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акаде­мик-секретарь  Отделения  психологии  и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР  (1986-1989). Д.  чл.  РАО  (с  1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух  сроков (1980—1988)  представлял отечественную  психологию  в  Ассамблее международной  ассоциации  научной психологии.  В разное  время —  чл.  редк. журналов  «Вопросы  психологии»,  «Пси­хологический  журнал»,  «Мир  психоло­гии».  Отв.  ред  журнала  «Вестник  МГУ. Серия  14.  Психология»  (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда»  (1943),  «Задоблестный труд в Великой Отечественной  вой­не»  (1946),  «За  Победу» (1946),  медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского.  Орденом  «Трудового  Крас­ного  знамени»  (1983);  орденом  Дружбы (1999).  Окончил  отделение  психологии философского фак-та Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (1950), в кото­ром затем преподавал, пройдя путь от ас­систента до зав.  кафедрой общей  психологии  (1969—1976)  и декана фак-та  пси­хологии  (1972—1976).  В  1953  г.  защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: «Восприятие и  понимание  человека  человеком».  В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР (сейчас - Российская академия образования). Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) организовал  и возглавил первую в стране  лабораторию  по  изучению  соци­альной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую  консультацию  помощи родителям,  испытывающим  трудности  в воспитании детей. С  1979 по 1986 Б. —де­кан фак-та психологии МГУ им. Ломоно­сова и зав.  кафедрой общей психологии. С  1989  г.  по  1993  г. —  зав. лабораторией Психологии  общения  ПИ  РАО.  С  1993 года — гл.н.с.  ПИ  РАО  и  одновременно профессор  кафедры  психологии  труда  и инженерной психологии факультета психоло­гии  МГУ.  С  2000 —  профессор  кафедры акмеологии  и  психологии  профессио­нальной деятельности  Российская академия государственной службы при  Прези­денте  РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) <ref>Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.</ref>.  
  
 
== Некрополь ==
 
== Некрополь ==
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==
 +
* Психология социального познания
 +
* Психология общения
 +
* Психология личности
 +
* Акмеология
  
 
== Научный вклад ==
 
== Научный вклад ==
Начиная с  1960-х гг.,  Б. одним из  первых  в  отечественной  психологии начал  последовательно  изучать  феноменологию, закономерности  и  механизмы познания  людьми  друг  друга.  Итогом этой работы явились  книги  «Восприятие человека  человеком»(1965)  и  «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые  выступают в качестве  субъектов  познания,  —  с  другой.  В  этих  же  работах была  прослежена  роль  факторов  пространства и времени в формировании образа  другого  человека,  изучено  влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди,  и  задач деятельности,  к выполнению которой они привлечены. В последующих  работах —  «Личность  и  общение» (1983), «Общение и развитие психики»  (1988),  «Психология  межличностного общения»  (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального  компонента  общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими  чертами личности общающихся.  Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации,  эмпатии,  рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных  ориентации  личности,  от  выполняемой ею в совместной деятельности  с  другими  людьми  роли,  от  отмечаемых  в  ее  Я-концепции  особенностей. Специальное  направление  в  этом  цикле работ  составили  исследования  психологических  трудностей  общения  и  поиск практических  путей  и  способов  их  преодоления.  Следующий  блок  работ,  выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно  которой  личность  есть  ансамбль отношений. С этих позиций им была написана  книга  «Психология  о  личности» (1989)  и  осуществлялось многолетнее сотрудничество  с  рядом  ученых-педагогов по  разработке  и  проверке  программы «Школа  как  воспитательная  система». Последующий цикл исследований Б. связан  с  определением  содержания  и  предмета  акмеологии —  нового,  с  его  точки зрения, научного направления, возникающего  на  стыке  естественных,  общественных  и  гуманитарных дисциплин  и направленного на исследование развития человека  на  ступени  его  зрелости  и  особенно при достижении им наиболее высокого  уровня  в  этом  развитии («Акмеология  как учебная  и  научная дисциплина», М.,  1993). Большое  количество  научных  работ  Б. опубликованы за рубежом — в США,  Канаде,  Мексике,  Франции,  Германии, Японии, Австралии и др. странах.  
+
Начиная с  1960-х гг.,  Б. одним из  первых  в  отечественной  психологии начал  последовательно  изучать  феноменологию, закономерности  и  механизмы познания  людьми  друг  друга.  Итогом этой работы явились  книги  «Восприятие человека  человеком»(1965)  и  «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые  выступают в качестве  субъектов  познания,  —  с  другой.  В  этих  же  работах была  прослежена  роль  факторов  пространства и времени в формировании образа  другого  человека,  изучено  влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди,  и  задач деятельности,  к выполнению которой они привлечены. В последующих  работах —  «Личность  и  общение» (1983), «Общение и развитие психики»  (1988),  «Психология  межличностного общения»  (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального  компонента  общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими  чертами личности общающихся.  Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации,  эмпатии,  рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных  ориентации  личности,  от  выполняемой ею в совместной деятельности  с  другими  людьми  роли,  от  отмечаемых  в  ее  Я-концепции  особенностей. Специальное  направление  в  этом  цикле работ  составили  исследования  психологических  трудностей  общения  и  поиск практических  путей  и  способов  их  преодоления.  Следующий  блок  работ,  выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно  которой  личность  есть  ансамбль отношений. С этих позиций им была написана  книга  «Психология  о  личности» (1989)  и  осуществлялось многолетнее сотрудничество  с  рядом  ученых-педагогов по  разработке  и  проверке  программы «Школа  как  воспитательная  система». Последующий цикл исследований Б. связан  с  определением  содержания  и  предмета  акмеологии —  нового,  с  его  точки зрения, научного направления, возникающего  на  стыке  естественных,  общественных  и  гуманитарных дисциплин  и направленного на исследование развития человека  на  ступени  его  зрелости  и  особенно при достижении им наиболее высокого  уровня  в  этом  развитии («Акмеология  как учебная  и  научная дисциплина», М.,  1993). Большое  количество  научных  работ  Б. опубликованы за рубежом — в США,  Канаде,  Мексике,  Франции,  Германии, Японии, Австралии и др. странах<ref>Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.</ref>.  
  
 
== Библиография работ ==
 
== Библиография работ ==
Строка 32: Строка 36:
 
== Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии ==
 
== Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии ==
 
{{#MultiMaps: 50.004312, 36.228114  
 
{{#MultiMaps: 50.004312, 36.228114  
| markers = 50.004312, 36.228114 ~ [[Харьковский университет]] ~Место учебы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
+
| markers = 59.9417879,30.2967525 ~ Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) ~Место учебы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], <br><br> Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
| markers = 50.004312, 36.228114 ~ [[Харьковский университет]] ~Место учебы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
+
| markers = 55.6546798,37.5817093 ~ АПН СССР (сейчас - Российская академия образования) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
 
+
| markers = 55.753492,37.6086113 ~ НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
 +
| markers = 55.7039349,37.5264808 ~ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
 +
| markers = 55.6651367,37.4764992 ~ Российская академия государственной службы  при  Президенте  РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]],
 
}}
 
}}
 
[[Бодалев Алексей Александрович]]
 
[[Бодалев Алексей Александрович]]
Строка 41: Строка 47:
  
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]
[[Категория:Философы России]]
+
[[Категория:Психологи СССР]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Родившиеся в 1842 году]]
+
[[Категория:Родившиеся в 1923 году]]
[[Категория:Умершие в 1987]]
+
[[Категория:Умершие в 2014]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Санкт-Петербург]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Ленинградская область]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Санкт-Петербургский государственный университет]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Академия педагогических наук СССР]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Российская академия образования]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психологический институт РАО]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Российская академия государственной службы  при  Президенте  РФ]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Ученики Б.Г. Ананьева]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Ученики В.Н. Мясищева]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология социального познания]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология общения]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология личности]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Акмеология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Журнал "Вопросы психологии"]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Журнал "Психологический журнал"]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Журнал "Мир психологии"]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Журнал "Вестник  МГУ. Серия  14.  Психология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+

Версия 19:03, 20 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Бодалев Алексей Александрович (1923-2014) — российский психолог, специ­алист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Уче­ник Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева.

Биография

Доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акаде­мик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов «Вопросы психологии», «Пси­хологический журнал», «Мир психоло­гии». Отв. ред журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «Задоблестный труд в Великой Отечественной вой­не» (1946), «За Победу» (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом «Трудового Крас­ного знамени» (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (1950), в кото­ром затем преподавал, пройдя путь от ас­систента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та пси­хологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР (сейчас - Российская академия образования). Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению соци­альной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. —де­кан фак-та психологии МГУ им. Ломоно­сова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года — гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психоло­гии МГУ. С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессио­нальной деятельности Российская академия государственной службы при Прези­денте РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Психология социального познания
  • Психология общения
  • Психология личности
  • Акмеология

Научный вклад

Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком»(1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — «Личность и общение» (1983), «Общение и развитие психики» (1988), «Психология межличностного общения» (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга «Психология о личности» (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах[2].

Библиография работ

  1. Восприятие человека человеком (1965)
  2. Формирование понятия о другом человеке как личности (1970)
  3. Личность и общение (1983)
  4. Общение и развитие психики (1988),
  5. Психология о личности (1989)
  6. Акмеология как учебная и научная дисциплина, М., 1993
  7. Психология межличностного общения (1994)
  8. Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, (1998);
  9. Как становятся великими или выдающимися?, (в соавт., 2002);
  10. Психология общения, (3-е изд., 2002);
  11. Акмеология (учебник для вузов, 2002).

Фотографии

Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Бодалев Алексей Александрович

Ссылки

  1. Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.
  2. Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.