Бодалев Алексей Александрович — различия между версиями
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бодалев Алексей Александрович''' (р. 1923) — р…») |
|||
Строка 2: | Строка 2: | ||
== Персоналия == | == Персоналия == | ||
− | '''Бодалев Алексей Александрович''' ( | + | '''Бодалев Алексей Александрович''' (1923-2014) — российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной |
перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. | перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Доктор психологических наук | + | Доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «Задоблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), «За Победу» (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом «Трудового Красного знамени» (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та психологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР (сейчас - Российская академия образования). Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. —декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года — гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) <ref>Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.</ref>. |
== Некрополь == | == Некрополь == | ||
== Области научных исследований == | == Области научных исследований == | ||
+ | * Психология социального познания | ||
+ | * Психология общения | ||
+ | * Психология личности | ||
+ | * Акмеология | ||
== Научный вклад == | == Научный вклад == | ||
− | Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком»(1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — «Личность и общение» (1983), «Общение и развитие психики» (1988), «Психология межличностного общения» (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга «Психология о личности» (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. | + | Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком»(1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — «Личность и общение» (1983), «Общение и развитие психики» (1988), «Психология межличностного общения» (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга «Психология о личности» (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах<ref>Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.</ref>. |
== Библиография работ == | == Библиография работ == | ||
Строка 32: | Строка 36: | ||
== Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии == | == Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии == | ||
{{#MultiMaps: 50.004312, 36.228114 | {{#MultiMaps: 50.004312, 36.228114 | ||
− | | markers = | + | | markers = 59.9417879,30.2967525 ~ Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) ~Место учебы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], <br><br> Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], |
− | | markers = | + | | markers = 55.6546798,37.5817093 ~ АПН СССР (сейчас - Российская академия образования) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], |
− | + | | markers = 55.753492,37.6086113 ~ НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], | |
+ | | markers = 55.7039349,37.5264808 ~ Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], | ||
+ | | markers = 55.6651367,37.4764992 ~ Российская академия государственной службы при Президенте РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) ~Место работы [[Бодалев Алексей Александрович|А.А. Бодалев]], | ||
}} | }} | ||
[[Бодалев Алексей Александрович]] | [[Бодалев Алексей Александрович]] | ||
Строка 41: | Строка 47: | ||
[[Категория:Психологи России]] | [[Категория:Психологи России]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Психологи СССР]] |
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
− | [[Категория:Родившиеся в | + | [[Категория:Родившиеся в 1923 году]] |
− | [[Категория:Умершие в | + | [[Категория:Умершие в 2014]] |
− | + | [[Категория:Санкт-Петербург]] | |
− | + | [[Категория:Ленинградская область]] | |
− | + | [[Категория:Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова]] | |
− | + | [[Категория:Санкт-Петербургский государственный университет]] | |
− | + | [[Категория:Академия педагогических наук СССР]] | |
− | + | [[Категория:Российская академия образования]] | |
− | + | [[Категория:НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР]] | |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Психологический институт РАО]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Российская академия государственной службы при Президенте РФ]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Ученики Б.Г. Ананьева]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Ученики В.Н. Мясищева]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Психология социального познания]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Психология общения]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Психология личности]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Акмеология]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Журнал "Вопросы психологии"]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Журнал "Психологический журнал"]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Журнал "Мир психологии"]] |
− | [[Категория:]] | + | [[Категория:Журнал "Вестник МГУ. Серия 14. Психология]] |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + | |
− | [[Категория:]] | + |
Версия 19:03, 20 ноября 2015
Содержание
Авторы справочной статьи
Персоналия
Бодалев Алексей Александрович (1923-2014) — российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева.
Биография
Доктор психологических наук (1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: «За оборону Ленинграда» (1943), «Задоблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946), «За Победу» (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом «Трудового Красного знамени» (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А. А. Жданова (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та психологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР (сейчас - Российская академия образования). Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО) организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. —декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года — гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте РФ (сейчас - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) [1].
Некрополь
Области научных исследований
- Психология социального познания
- Психология общения
- Психология личности
- Акмеология
Научный вклад
Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги «Восприятие человека человеком»(1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности»(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — «Личность и общение» (1983), «Общение и развитие психики» (1988), «Психология межличностного общения» (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга «Психология о личности» (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах[2].
Библиография работ
- Восприятие человека человеком (1965)
- Формирование понятия о другом человеке как личности (1970)
- Личность и общение (1983)
- Общение и развитие психики (1988),
- Психология о личности (1989)
- Акмеология как учебная и научная дисциплина, М., 1993
- Психология межличностного общения (1994)
- Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, (1998);
- Как становятся великими или выдающимися?, (в соавт., 2002);
- Психология общения, (3-е изд., 2002);
- Акмеология (учебник для вузов, 2002).
Фотографии
Бодалев А.А. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Бодалев Алексей Александрович
Ссылки
- ↑ Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.
- ↑ Карпенко Л.А. Бодалев Алексей Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 68-69.
- Психологи России
- Психологи СССР
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в 1923 году
- Умершие в 2014
- Санкт-Петербург
- Ленинградская область
- Ленинградский ордена Ленина государственный университет им. А. А. Жданова
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Академия педагогических наук СССР
- Российская академия образования
- НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР
- Психологический институт РАО
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Российская академия государственной службы при Президенте РФ
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
- Ученики Б.Г. Ананьева
- Ученики В.Н. Мясищева
- Психология социального познания
- Психология общения
- Психология личности
- Акмеология
- Журнал "Вопросы психологии"
- Журнал "Психологический журнал"
- Журнал "Мир психологии"
- Журнал "Вестник МГУ. Серия 14. Психология