Божович Лидия Ильинична — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Божович Лидия Ильинична''' (1908—1981) — росси…»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 20:35, 20 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — российский психолог, специа­лист в области педагогической и возраст­ной психологии.

Биография

Доктор психологических наук (1967), профессор (1968). Окончила педагогический факультет 2-го Московского государственного университета (сейчас - Московский педагогический государственный университет) (1930). Ученица Л.С. Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспита­ния им. Н.К. Крупской и Украинской психоневрологической академии (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины) в Харь­кове. С 1948 по 1981 г. — сотрудница НИИ ОиПП АПН СССР (сейчас - Психологический институт РАО), где защитила докт. дис: «Возрастные закономерности формирования личности ребенка». До 1978 г. возглавляла лабораторию форми­рования личности [1].

Некрополь

Области научных исследований

  • Педагогическая психология
  • Возрастная психология

Научный вклад

Одно из главных направлений ее работ — научно-психологическое обоснование процесса воспитания. В основание научной концепции Б. был положен целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространенной в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения («присвоения») общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается. Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребенка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребенком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребенка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств («Личность и ее формирование в детском возрасте». 1968). Большое место в исследованиях Б. занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребенка, в частности — мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен «смыслового барьера», суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан «аффект неадекватности», суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребенка в данной деятельности и наличными возможностями ее выполнения. Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. Здесь Б. опиралась на введенное Л.С. Выготским понятие «социальной ситуации развития». В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза, подчеркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, ребенок приобретает способность сознательно преобразовывать ее и самого себя.

Библиография работ

  1. Личность и ее формирование в детском возрасте. 1968

Фотографии

Божович Л.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Божович Лидия Ильинична

Ссылки

  1. Чудновский В.Э. Божович Лидия Ильинична // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 70-71.