Бойко Евгений Иванович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бойко Евгений Иванович''' (1909—1972) — российс…»)
 
(Бойко Е.И. на Карте истории российской психологии)
 
Строка 27: Строка 27:
 
{{#MultiMaps: 55.6579642,37.4737832  
 
{{#MultiMaps: 55.6579642,37.4737832  
 
| markers = 55.6579642,37.4737832 ~ Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова (сейчас - Московский государственный педагогический университет) ~Место учебы [[Бойко Евгений Иванович|Е.И. Бойко]],
 
| markers = 55.6579642,37.4737832 ~ Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова (сейчас - Московский государственный педагогический университет) ~Место учебы [[Бойко Евгений Иванович|Е.И. Бойко]],
| markers = 55.6579642,37.4737832 ~ Институт психологии АПН  РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО) ~Место работы [[Бойко Евгений Иванович|Е.И. Бойко]],
+
| markers = 55.753492,37.6086113 ~ Институт психологии АПН  РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО) ~Место работы [[Бойко Евгений Иванович|Е.И. Бойко]],
  
 
}}
 
}}

Текущая версия на 21:11, 20 ноября 2015

Авторы справочной статьи

Персоналия

Бойко Евгений Иванович (1909—1972) — российский психолог, специалист в области психофизиологии высшей нервной деятельности.

Биография

Доктор психо­логических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделе­ние Московского государственного педагогического института им. А. С. Бубнова (второго МГУ) (сейчас - Московский государственный педагогический университет). Работал в Институте К. Маркса—Ф. Энгельса—В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) (1931-1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР (сейчас - Психологический институт РАО), где с 1952 г. заведовал лабораторией и защи­тил докт. дис: «Время реакции человека».

Некрополь

Области научных исследований

  • Психофизиология
  • Нейропсихология

Научный вклад

Основное направление научной деятельности Б. — экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение. Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры «подкрепления», но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения . Вместе со связями ассоциативными («замыкательными») динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей. Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной,реакции,скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения.

Библиография работ

  1. Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи), М., 1976;
  2. Мозг и психика, М., 1969;
  3. Время реакции человека, М, 1964.

Фотографии

Бойко Е.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Бойко Евгений Иванович

Ссылки