Введенский Александр Иванович

Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Тихонова Э.В. Введенский Александр Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 4. С. 51-62.

Тихонова Э.В. Введенский Александр Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 4. С. 69-75.

Тихонова Э.В. Введенский Александр Иванович: некрополь // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 4. С. 76-78.

Персоналия

П.К. Анохин (Источник[1])

Введенский Александр Иванович (1856—1925) — российский психолог и философ, крупнейший представитель русского неокантианства.

Биография

1856, 19 марта (31 марта по н.ст.) – в Тамбове в семье коллежского секретаря Ивана Гавриловича Введенского и его жены Веры Петровны (урожденной де Розуа) родился сын – Александр Иванович Введенский. По линии матери Александр был французского происхождения и, вероятно, «именно от матери унаследовал черты чисто галльского юмора, любовь к отчетливой архитектонике мыслей, тонкое критическое чутье и завидный дар блестящего художественного изложения» [3, с. 24]. По линии отца род Введенских принадлежал к духовной среде.

Детство и юность Александр провел в Тамбове. Уже на гимназической скамье будущий философ отличался ярко выраженными способностями к математике, склонностью к точному мышлению, и в то же время – тонким вкусом к художественной литературе. Окончил Тамбовскую гимназию с золотой медалью.

1876 – после окончания гимназии молодой Введенский поступает на физико-математический факультет Московского императорского университета, параллельно он посещает лекции по философским дисциплинам на историко-филологическом факультете. В те времена студентам позволялось переходить с факультета на факультет в поисках своего призвания.

1877 – А. И. Введенский переводится в Санкт-Петербургский университет – сначала на второй курс физико-математического факультета, а через год на второй курс историко-филологического факультета с последующей сдачей экзаменов за первый курс.

Кафедру логики и истории философии С.-Петербургского университета в то время возглавлял известный профессор Михаил Иванович Владиславлев (1840-1890) – историк философии, оригинальный психолог, организатор гуманитарного образования. Лекции М. И. Владиславлева по логике, психологии, истории философии, метафизике, этике, философии духа, спецкурсы по «Метафизике» Аристотеля и «Критике чистого разума» Канта послужили прочной основой в формировании научного мировоззрения Александра Ивановича Введенского. К тому же, проф. Владиславлев пробудил устойчивый интерес многих своих учеников, в числе которых был и Введенский, к психологической проблематике.

М. И. Владиславлев обратил внимание на талантливого студента Александра Введенского, отличавшегося ярко выраженной склонностью к философии и литературе. Выдающиеся способности молодого человека были замечены ещё одним профессором – известным историком Константином Николаевичем Бестужевым-Рюминым (1829-1897). В высшей степени характерно, что два профессора С.-Петербургского университета – Бестужев-Рюмин и Владиславлев – одновременно предложили Александру Ивановичу остаться при университете для подготовки к профессорскому званию: первый – по кафедре русской истории, второй – по кафедре истории философии. К тому же, и Владиславлев, и Бестужев-Рюмин оказали значительное влияние не только на формирование научных и профессиональных интересов А. И. Введенского, но и сыграли решающую роль в определении его дальнейшего жизненного пути. Об этом свидетельствует следующий факт.

1879, ноябрь. Время обучения А. И. Введенского в университете совпало с активизацией революционной борьбы, то и дело возникали студенческие сходки. Бурные революционные волнения не оставили в стороне и студента Введенского. Пылкий юноша, чутко откликавшийся на острые проблемы общественной жизни, чуть было не поплатился за свое свободомыслие и крайние политические убеждения. В ноябре 1879 г., замешанный в крупную «студенческую историю на политической подкладке», Александр Введенский был заключен под стражу в Петропавловскую крепость, где просидел почти 6 месяцев. И только активное заступничество влиятельных в ту пору профессоров М. И. Владиславлева и К. Н. Бестужева-Рюмина спасло его от грозившей ссылки на поселение в Сибирь. Вероятно, этот случай раз и навсегда определил дальнейшую общественно-политическую позицию Введенского: он стал противником революционных преобразований и убежденным сторонником политического консерватизма. Но при этом, по свидетельству современников, «всегда проявлял удивительную терпимость и беспристрастность ко всем инакомыслящим» [1; 2].

1881 – учась на последнем курсе университета, А. И. Введенский вступил в брак с Марией Ильиничной Груздевой, ставшей ему верной спутницей на долгие годы жизни.

1881, 9 сентября – А. И. Введенский получил диплом об окончании университета со степенью кандидата. Выпускники философской кафедры тогда получали очень глубокие и обширные знания в самых различных областях философии, а также знание четырех языков: греческого, латинского, немецкого и по выбору французского или английского. За выдающиеся способности Александр Введенский был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию на кафедре философии (1881 –1884). Одновременно он стал преподавать в ряде гимназий Петербурга.

1882 – у Александра Ивановича и Марии Ильиничны родилась первая дочь – Ольга, а в 1888 – вторая дочь Зинаида. (Впоследствии Ольга вышла замуж за известного общественного деятеля В. В. Водовозова, а Зинаида – за М. И. Лихарева, сотрудника Петербургского телеграфного агентства, переводчика и рецензента научно-гуманитарной литературы). Семья имела огромное значение в жизни Александра Ивановича: взаимопонимание и взаимоуважение всех ее членов создавало атмосферу стабильности и спокойствия, что в свою очередь, безусловно, способствовало успешной профессиональной деятельности Введенского.

С 1882 семья Введенских постоянно проживала по адресу: Васильевский остров, 9-я линия, д. 46.

Январь 1885 – май 1887 – А. И. Введенский находился в научной командировке в Германии, где продолжил своё специальное образование, слушая лекции в Лейпциге, Берлине, посещая занятия у Куно Фишера в Гейдельбергском университете. Научная стажировка в Германии окончательно определила и укрепила философскую позицию А. И. Введенского: отныне и навсегда ей стала критическая философия И. Канта, интерес к которой зародился у Александра еще на семинарах проф. Владиславлева.

1886, январь – в «Журнале Министерства народного просвещения» (ч. 243) была напечатана первая научная статья А. И. Введенского «Учение Лейбница о материи в связи с монадологией».

1887 – по возвращении из-за границы он был избран приват-доцентом кафедры философии историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Ему было поручено читать курсы логики и истории философии.

1888, 9 мая (21 мая по н. ст.) – в XI ауд. С.-Петербургского университета состоялась защита магистерской диссертации Введенского «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». Оппонентами на защите выступили М. И. Владиславлев, В. Г. Рождественский, Ф. Ф. Петрушевский и О. Д. Хвольсон. В результате успешной защиты Александру Ивановичу Введенскому была присвоена степень магистра философии.

Следующий этап жизни А.И. Введенского тесно связан с его педагогической деятельностью. Он читал курсы по логике, истории философии, философии и психологии почти во всех крупных учебных заведениях северной столицы: в С.-Петербургском университете, в Историко-филологическом институте, Высших женских историко-литературных и юридических курсах (Бестужевских), Женском педагогическом институте, Александровской военно-юридической академии, а также в ряде гимназий.

Как педагог, Введенский был необычайно популярен в студенческой среде. Безусловными педагогическими достоинствами Александра Ивановича, по свидетельству одного из его студентов И. Геллера, были следующие: «…уважение к личности и к самостоятельному мнению учащихся; … умение придать практическим занятиям истинно «свободный» характер - что, как известно, есть явление очень редкое в философских семинарах. Он (Введенский – Э. Т.) не подавлял учеников своей ученостью, не давил на них своим авторитетом, не навязывал им во время прений своей точки зрения и не стремился во что бы то ни стало убедить их в своей правоте, а старался лишь в том, чтобы они научились правильно мыслить, чтобы они поняли его и самих себя и сумели критически разобраться в своих взглядах» [2, с. 214].

Среди студентов Введенского были Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, С. И. Поварнин, С. О. Грузенберг, С. И. Гессен, Н. В. Болдырев, К. Ф. Жаков, М. М. Бахтин и многие другие, кому он передал свои идеи и кто впоследствии внес весомый вклад в развитие отечественной науки.

1890, май – после смерти М. И. Владиславлева, А. И. Введенский назначается на должность заведующего кафедрой философии и вскоре получает звание экстраординарного профессора. С этого момента для Введенского наступает наиболее плодотворный период научной деятельности. Именно в 90-е годы он становится известен в широких научных кругах как последовательный приверженец философской системы И. Канта.

В это же время А. И. Введенский активно сотрудничает с «Журналом Министерства народного просвещения», где печатается ряд его статей: «Критико-философский анализ массы и связь высших законов материи в законе пропорциональности» (1889), «Научная деятельность М. И. Владиславлева» (1890), «К вопросу о строении материи» (1890).

Следует отметить, что первоначально (приблизительно до 1890 года) Введенский много внимания уделял вопросам философии естествознания. Об этом говорят и названия большинства его статей этого периода. В дальнейшем научные интересы А. И. Введенского сосредоточиваются в основном вокруг теории познания, психологии, логики и этики. В различных изданиях печатаются его статьи «О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики» (1892), «О видах веры и ее отношении к знанию» (1893), «О Канте действительном и воображаемом» (1894), «Учение Канта о смене душевных явлений» (1895), «Условия допустимости веры в смысл жизни» (1896), «Судьбы философии в России» (1898), «Философские очерки» (1901), «Что такое философский критицизм» (1909), «Новое и легкое доказательство философского критицизма» (1909), «Логика как часть теории познания» (1909), «Психология без всякой метафизики» (1914) и др. Кроме того, Введенский пишет ряд статей и рецензий для журналов «Образование», «Северный вестник», «Kantstudien» и др., а также – статьи для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Начало 90-х годов – А. И. Введенский становится действительным членом Психологического общества при Московском университете, председателем которого в то время (с 1886 по 1899 г.г.) был известный философ, психолог, профессор Московского университета Николай Яковлевич Грот (1852-1899). Грот также являлся одним из организаторов и первым редактором журнала «Вопросы философии и психологии» (выходил с 1889 по 1918 год; всего издано 142 книги). А.И. Введенский, наряду с В. С. Соловьевым, Л. М. Лопатиным, Н. Я, Гротом, Д. Н. Овсянико-Куликовским, Э. Л. Радловым, Е. Н. и С. Н. Трубецкими, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпановым и др., входил в число наиболее активных авторов журнала.

1892 – в «Журнале Министерства народного просвещения» была опубликована статья А. И. Введенского «О пределах и признаках одушевления: Новый психо-физический закон в связи с вопросом о возможности метафизики», которая сразу стала предметом острой полемики. 12 декабря 1892 г. обсуждению данной статьи даже было посвящено одно из заседаний Московского психологического общества. В прениях участвовали П. Е. Астафьев, Н. В. Бугаев, Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, С. Н. Трубецкой и др. Большинство из выступивших не были согласны с основными выводами ее автора [7].

1894-1895 – А. И. Введенский стал участником ещё одного научного спора – на сей раз с М. И. Каринским по поводу его книги «Об истинах самоочевидных». Полемика разворачивалась на страницах журнала «Вопросы психологии и философии».

Забегая вперед, следует сказать и о противостоянии А. И. Введенского и А. П. Нечаева [4]. В 1901 г. В «Журнале Министерства народного просвещения» (Декабрь.) А. И. Введенский выступил с критикой книги своего бывшего ученика А. П. Нечаева «Современная экспериментальная психология в её отношении к вопросам школьного обучения». Возмущенный Нечаев в ответной статье (1902 г.) даже настаивал на третейском суде чести. Однако Введенский отказался от такого способа ведения научного спора.

Много времени и стараний уделял А. И. Введенский распространению и развитию философских и психологических знаний, повышению философской культуры в обществе. Ему принадлежит основная заслуга в организации Философского общества при С.-Петербургском университете. Именно А. И. Введенский приложил максимум усилий для того, чтобы идея организации профессионального сообщества петербургских философов, витавшая в воздухе почти 20 лет , была воплощена в реальность.

1897, 7 декабря – на первом заседании членов-учредителей Философского общества, профессор Введенский был единогласно избран его председателем и возглавлял общество по 1921 г.

1898, 21 января – в С.-Петербургском университете состоялось торжественное открытие первого публичного заседания Философского общества. Введенский выступил с докладом «Судьбы философии в России», в котором дал исторический обзор становления и развития отечественной философской мысли. Тема его выступления перекликалась и с главной целью Философского общества – содействовать развитию и распространению философских знаний (Устав, § 2).

Деятельность Философского общества пользовалась большой популярностью во многом благодаря научному авторитету его председателя. Проводились регулярные заседания общества. В письме от 11 ноября 1898 г. Введенский сообщает Э. Л. Радлову о намерении развивать издательскую деятельность, в первую очередь – издание переводов. В итоге стали публиковаться «Труды Философского общества». В первом выпуске были напечатаны «Метафизические размышления» Декарта со вступительной статьей А. И. Введенского. Всего до 1917 г. вышло 16 выпусков.

За время существования Философского общества (с 1897 по 1923 гг.) в его состав входили И. И. Лапшин (секретарь), А. А. Алексеев (Аскольдов), Н. О. Лосский, Э. Л. Радлов, С. Л. Франк, Н. Г. Дебольский, А. С. Лаппо-Данилевский и другие известные петербургские философы.

1903 – А. И. Введенский выступал в качестве официального оппонента на защите магистерской диссертации Н. О. Лосского «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» в С.-Петербургском университете. Атмосфера диспута была напряженной. Но в результате пятичасовой дискуссии Н.О. Лосский сумел отстоять свою научную позицию [5; 6].

1910 – учебник А. И. Введенского «Логика для гимназий с дополнениями для самообразования» был удостоен премии имени Петра Великого, учрежденной Министерством народного просвещения и выдержал неоднократные переиздания (1913, 1915, 1923 гг.).

1912, сентябрь – за выдающиеся заслуги Александру Ивановичу присваивается звание заслуженного профессора С.-Петербургского университета. В том же 1912 г. А. И. Введенский начал работу по созданию в С.-Петербургском университете философского факультета. К этому моменту кафедра философии университета находилась в наиболее зрелом периоде своего существования, являясь по сути одним из центров развития отечественной философии. Ее состав представляли люди, «современно мыслящие», талантливые исследователи и творцы философских ценностей.

1913, 17 февраля – в научных кругах Санкт-Петербурга отмечалось 30-летие научно-педагогической деятельности А. И. Введенского. Среди прочих поздравлений и подарков особенно символичным выглядел большой портрет Иммануила Канта, выполненный в карандаше. На этом портрете в знак уважения и признательности оставили свои подписи многие известные русские философы и психологи. Среди них – И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, С. И. Гессен, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, С. О. Грузенберг, С. И. Поварнин, С. А. Аскольдов (Алексеев), А. А. Крогиус, К. Ф. Жаков, Б. П. Вышеславцев, Ф. А. Степун, Б. В. Яковенко и др.. Этот подарок и по сей день бережно хранится потомками профессора Введенского (в семье его внука – Ильи Михайловича Лихарева) и является их главной семейной реликвией.

Конец 1913 – А. И. Введенский оставил должность заведующего кафедрой философии С.-Петербургского университета, передав ее своему ученику И. И. Лапшину. Деятельность на кафедре Введенский продолжил в качестве профессора, читая курсы по логике, психологии, истории философии.

1914 – вышел в свет его главный психологический труд «Психология без всякой метафизики», в названии которого четко определялась авторская позиция: стремление к построению научной психологии, изучающей явления, находящиеся в пределах нашего опыта. Книга сразу была замечена в научных кругах и получила положительные отзывы, в частности, – известного психолога Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936), заведующего с 1906 г. кафедрой философии Московского университета.

1917 – произошла Октябрьская социалистическая революция в России. А. И. Введенский тяжело переживал это событие. Менялось буквально все: устои, порядки, рушились вековые традиции, ломались людские судьбы… В этом году вышел указ о запрещении деятельности Философского общества при университете, созданию которого проф. Введенский отдал столько сил.

1921 – в связи с ослаблением политики военного коммунизма и введением курса на новую экономическую политику, вновь на короткое время возобновилась работа Философского общества.

1921, февраль – в связи с болезнью Введенского, на посту председателя общества его сменил Эрнест Леопольдович Радлов (1854-1928), директор Императорской публичной библиотеки, профессор университета.

1922, март – в издательстве «Academia» вышел первый номер журнала Петербургского Философского общества под названием «Мысль». Всего удалось напечатать три номера. Во втором из них была опубликована последняя статья А. И. Введенского «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом», вызвавшая резко отрицательную оценку в советской марксистской печати. В том же году «Мысль» закрыли, а большинство ее авторов отправилось в вынужденную эмиграцию. Надежда на то, что все пойдет по-прежнему, оказалась иллюзией: 1922 год стал последним годом свободной философии в России.

Н. О. Лосский вспоминал: «На интеллигенцию летом 1922 г. надвигалась новая гроза, о которой никто из нас ничего не подозревал. Зиновьев, начальник Петербурга и Северо-Западного края, донес в Москву, что интеллигенция начинает поднимать голову. Он писал, что различные группы интеллигенции начинают основывать журналы и общества; они еще действуют разрозненно, но со временем объединятся, и тогда будут представлять собою значительную силу. Московское правительство решило поэтому произвести по всей России аресты видных ученых, писателей и общественных деятелей, что и было произведено 16 августа 1922 года» [6, с. 237].

В группу ученых-гуманитариев, высланных из России по мотивам контрреволюционной антисоветской деятельности, входил весь «цвет» русской дореволюционной философии и общественной мысли, в том числе, близкие люди и коллеги А. И. Введенского. Сам Введенский не попал в их число, вероятно, в силу того, что к тому времени был уже стар и серьезно болен.

1922, 16 ноября – отбыли два печально знаменитых «философских парохода». 29 сентября на борту парохода «Обербургомистр Хакен» уплыли в Германию Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, М. А. Осоргин и многие другие. Через полтора месяца пароход «Пруссия» увез Н. О. Лосского, Л. П. Карсавина, И. И. Лапшина. Позже из России были депортированы философы П. А. Сорокин, Ф. А. Степун, С. Н. Булгаков. На этом пароходе отбывали за границу и близкие родственники А. И. Введенского – его старшая дочь Ольга с мужем В. В. Водовозовым – активным членом партии «трудовиков». Их судьба в эмиграции сложилась трагически [6, с. 243-309].

Расставание было тяжелым. Накануне вечером 15 ноября на квартире у Лапшина состоялось прощальное чаепитие. И. И. Лапшин, Н. О. Лосский и Л. П. Карсавин прощались со своим учителем А. И. Введенским. Прощались навсегда… Изгнание из страны цвета российской интеллигенции казалось чудовищной несправедливостью, каким-то иррациональным жестом новой власти. Потом обнаружился его глубочайший символический смысл. Время диалога прошло, власть избавлялась от оппонентов, заменяя силу аргументов аргументом силы.

Умерла жена (в 1921 г.), стали взрослыми дети, уехали ученики, появились новые люди, для которых слово «интеллигент» стало ругательным. И Введенский впервые в жизни ощутил себя одиноким…

В последние годы своей жизни Александр Иванович сильно болел. Основной причиной его болезни, вероятнее всего, было курение, т.к. курил он много, да к тому же очень крепкий табак. Но до тех пор, пока были силы, проф. Введенский не оставлял преподавательской работы: продолжал по возможности аккуратно читать лекции и вести практические занятия.

1925, 7 марта – Александр Иванович Введенский умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Евгениевская дорожка).


Области научных исследований

  • Объективная психология
  • Общая психология
  • Методология психологии
  • Интуитивизм
  • Теория познания

Библиография работ

  1. Введенский А.И. Атомизм и энергетизм. По поводу речи В. Оствальда «Несостоятельность научного материализма». СПб., тип. М. Меркушева, 1896. 11 с.
  2. Введенский А.И. Атомизм и энергетизм. По поводу речи В. Оствальда «Несостоятельность научного материализма» // Северный вестник. 1896. № 9. С.282-292.
  3. Введенский А.И. Введение в философию. Лекции проф. А.И. Введенского. СПб., 1894.
  4. Введенский А.И. Вторичный вызов на спор о законе одушевления и ответ противникам // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн.18. с.120-149.
  5. Введенский А.И. Декарт и окказионализм. Берлин-Пб.-М., З.И. Грежбин, тип. Шпамера в Лейпциге, 1922. – 80 с.
  6. Введенский А.И. Декарт и рационализм / В кн.: Декарт Р. Метафизические размышления. Спб., 1901. Стр.IX-LIII.
  7. Введенский А.И. Записки по истории греческой философии. Составлены по лекциям А.И. Введенского, читанным студентам II и III курсов Имп. историко-филологич. ин-та в 1890-1891 ак.г. СПб., [Ф. Видеман], 1891. 194 с.
  8. Введенский А.И. Значение философской деятельности Н.Н. Страхова // Образование. 1896. № 3. С.1-8.
  9. Введенский А.И. История древней философии. Проф. А.И. Введенского. Спб., лит. Руднева, 1893.
  10. Введенский А.И. История философии: Лекции. Курс 3-й. – Пг.: Лит. Д. Руднева, 1892. – 623с.; написано от руки. Литогр.
  11. Введенский А.И. К вопросу о строении материи // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. Часть 270. Июль. Отд.II. С.18-65; Август. С.191-220.
  12. Введенский А.И. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по древней философии. - СПб., тип. В. Безобразова и К°, 1910. 20 с.
  13. Введенский А.И. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по древней философии. СПб., 1911.
  14. Введенский А.И. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по древней философии. - Спб., тип. М.А. Александрова, 1913.
  15. Введенский А.И. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по древней философии. Пг., тип. М.М. Стасюлевича, 1914.
  16. Введенский А.И. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по истории новой философии. – СПб., тип. Зандмана, 19… 40 с.
  17. Введенский А.И. Критико-философский анализ массы и связь высших законов материи в законе пропорциональности // Журналы Министерства народного просвещения. 1889. Часть 262. Март. Отд.II. С.1-44.
  18. Введенский А.И. Лекции по психологии А.И. Введенского. 1890-91 ак.г. СПб., изд. студентов Имп. и.-ф. инст-та, 1891. 204 с.
  19. Введенский А.И. Лекции по психологии проф. С.-Петерб.ун-та А.И. Введенского. С прил. редактированного им пер. «Индивидуальной психологии» Бине и Анри. Спб., тип. В. Безобразова и К°, 1908. 284 с.
  20. Введенский А.И. Лекции по психологии, читанные А.И. Введенским на С.Петербургских высших женских курсах. СПб., 1893. 11 с. (Изд. написано от руки (!) и литогр.)
  21. Введенский А.И. Лекции по психологии. Проф. А.И. Введенского. 1902-1903. Спб., лит. Богданова, 1903. (Высшие женские курсы) Программа по психологии (1902-1903 г.)
  22. Введенский А.И. Лекции проф. А.И. Введенского по древней философии. Изд. 1911/12 г., [вновь пересмотр. проф. А.И. Введенским]. [Спб.], лит. Богданова, 1912.
  23. Введенский А.И. Лекции проф. А.И. Введенского по древней философии. Изд. 1911-1912 г. [Спб.], лит. Богданова, 1912, 374 с.
  24. Введенский А.И. Логика (для гимназий с дополнениями для самообразования). Спб., скл. изд. У М.М. Стасюлевича, 1910.
  25. Введенский А.И. Логика для гимназий. 2-е изд. Спб., тип. М.М. Стасюлевича, 1913.
  26. Введенский А.И. Логика для гимназий. 3-е изд. Пг., тип. М.М. Стасюлевича, 1915. IV + 174 с.
  27. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. 2-е, вполне перераб. изд. СПб., скл. у М.М. Стасюлевича, 1912.
  28. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. 3-е изд. Пб., Гос. изд-во, 1922.
  29. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. 4-е изд. М.; Пг., 1923. 440 с.
  30. Введенский А.И. Логика, как часть теории познания. Спб., С.-Петерб., высшие женские историко-литературные и юридические курсы, 1909.
  31. Введенский А.И. Логика. Программа по логике (Введенского). Казань, тип. И.И. Бизяева, [1917].
  32. Введенский А.И. Логика. Проф. А.И. Введенского. Спб., тип. В. Безобразова и К°, 1908.
  33. Введенский А.И. Логика… - Программа по логике. 1891-1892 г. [Спб.], лит. В.В. Комарова. 8 стр. 29 см.
  34. Введенский А.И. Научная деятельность М.И. Владиславлева // Журнал Министерства народного просвещения. 1890. Часть 269. Июнь. Отд.IV. С.181-211.
  35. Введенский А.И. Новая постановка вопроса о самостоятельности четырех фигур силлогизма. // Commentationig philological: Сб. статей в честь Ивана Васильевича Помяловского… СПб., 1897. С. 119-130.
  36. Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма. СПб., Сенатская тип., 1909. 25 с.
  37. Введенский А.И. Новое и легкое доказательство философского критицизма // Журнал Министерства народного просвещения. 1909. Часть 20. Март. Отд.II. С. 122-144.
  38. Введенский А.И. О видах веры в ее отношении к знанию // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн.20. С.158-203; 1894. Кн.21. С.55-80.
  39. Введенский А.И. О видах веры в ее отношениях к знанию. М., типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1894. 54 с.
  40. Введенский А.И. О задачах современной психологии // Вестник и библиотека самообразования. 1903. № 5. С.213-226.
  41. Введенский А.И. О Канте действительном и воображаемом. Комментарии к «Критике чистого разума». По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных». – М., типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Кº, 1895. 40 с.
  42. Введенский А.И. О Канте действительном и воображаемом: Комментарии к «Критике чистого разума». По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных» // Вопросы философии и психологии. 1894. Кн.25. С.621-660.
  43. Введенский А.И. О магистерских диссертациях. [Спб.], тип. акц. общест. «Гуттенберг», 1901 [ценз.].
  44. Введенский А.И. О мистицизме и критицизме в философии В.С. Соловьева // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн.56. С. 2-35.
  45. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления. Новый психофизиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики Александра Введенского. Спб., тип. В.С. Балашова, 1892. 119 с.
  46. Введенский А.И. О пределах и признаках одушевления: Новый психо-физиологический закон в связи с вопросом о возможности метафизики // Журнал Министерства народного просвещения. 1892. Часть 281. Май. Отд.II. С.73-112; Июнь. С.227-256; Часть 282. Июль. Отд.II. С. 81-129.
  47. Введенский А.И. Об атеизме в философии Спинозы // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн.37. С. 157-184.
  48. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева. СПб., 1902. – 43 с. (Извлечено из «ЖМНП» за декабрь 1901 г.)
  49. Введенский А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. Ч.1: Элементарный очерк критической философии, исторический обзор важнейших учений о материи, учение о силах. СПб., 1888. XII + 340 с. // Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Ч.XVIII.
  50. Введенский А.И. Отказ проф. А.И. Введенского от третейского разбирательства. Спб., 1902.
  51. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Изд. 2-е, испр. и дополн., Пг., тип. М.М. Стасюлевича, 1915. 352 с.
  52. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Изд. 3-е, вновь исп. и доп. С 30 рис. Пг., скл. изд. в кн. скл. М.М. Стасюлевича, 1917. 539 с.
  53. Введенский А.И. Психология. Курс лекций проф. Имп. СПб. ун-та А.И. Введенского. 1891-92 г. СПб., Лит. Вацлик [1892] 498 с.
  54. Введенский А.И. Психология. Лекции проф. А.И. Введенского. 1896-… Спб., лит. Богданова, 1897. (Высшие женские курсы).
  55. Введенский А.И. Спор о свободе воли перед судом критической философии // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. Часть 337. Октябрь. С.320-361.
  56. Введенский А.И. Статьи по философии / Вступит. статья А.А. Ермичева; сост., подготовка текста и прим. А.А. Ермичева, С.А. Ненашевой; Библиография И.М. Лихарева, А.А. Ермичева. СПБ.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 232 с.
  57. Введенский А.И. Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом // Мысль. 1922. № 2. С. 3-20.
  58. Введенский А.И. Судьбы философии в России // Вопросы философии и психологии. 1898. Кн.42. С. 314-354.
  59. Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1898. 40 с.
  60. Введенский А.И. Указатель сочинений по психологии, педагогике, теории познания и психопатологии // Штерринг Г.В. Психопатология в применении к психологии. СПб., 1903. С. 279-305.
  61. Введенский А.И. Условие допустимости веры в смысл жизни // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Часть 307. Сентябрь. Отд.II. С.45-75.
  62. Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни. Публичная лекция, прочитанная 7-го апреля 1896 г. в С.-Петерб. Высш. женских курсах. СПб., тип. В.С. Балашева и К°, 1896. 33 с.
  63. Введенский А.И. Учение Канта о смене душевных явлений. Ответ на защитительную статью г. Каринского. М., типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерева и К°, 1895. (Испр. и доп. отт. из ж. «Вопросы философии и психологии», кн. 29). 50 с.
  64. Введенский А.И. Учение Лейбница о материи в связи с монадологией // Журнал Министерства народного просвещения. 1886. Часть 243. Январь. Отд.II. С. 1-40.
  65. Введенский А.И. Философские очерки. – Прага: «Пламя», 1924, 240 с. (Воспроизводит содержание первого издания с включением статьи «Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом».)
  66. Введенский А.И. Философские очерки. Вып.1: О философии в России; о мистицизме и критицизме В.С. Соловьева; о свободе воли; о смысле жизни; об отношении веры к знанию. СПб., 1901. 212 с.
  67. Введенский А.И. Что такое философский критицизм? // Новое слово. 1909. № 1. С. 22-27.
  68. Введенский А.И. Эммануил Кант (1724-1804). СПб.: Изд. ком. при Ист.-филол. фак. С.-Петерб.ун-та, [189?] Литогр. Печатается с разрешения проф. А.И. Введенского, но не под его ред. 155 с.
  69. Введенский А.И., 1856-1925. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по истории новой философии. СПб., тип. М.А. Александрова, 1914.
  70. Введенский А.И., 1856-1925. Конспект лекций проф. А.И. Введенского по истории новой философии. СПб., тип. А.М. Александрова, 191?.
  71. Введенский А.И., 1856-1925. Лекции по логике. Проф. А.И. Введенского. Высш.женск.курсы. 1901-1902. Ч. [1]-2. Спб., лит. Богданова, 1902.
  72. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост. вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 592 с.
  73. Введенский А.И., ред. Петербургский ун-т, Отчет о состоянии и деятельности Имп. Петроградского унив-та … Пг., 1910.
  74. Введенский Н.Е. О современных течениях в физиологии. // Сеченов И.М., Павлов И.П., 75. Введенский Н.Е. Физиология нервной системы: Избр. труды. М., 1952, вып. 1.
  75. Введение в философию. Лекции проф. А.И. Введенского, читанныя имъ въ 1890 г. студентамъ Имп. С.П.Б. ун-та. [СПб.]; лит. Руднева, 1891 153 с.

Некрополь

А.И. Введенский умер 7 марта 1925 г. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Евгениевская дорожка).

Могила А.И. Введенского (Правообладатель фото - П.С. Попова)


Фотографии

[[Файл:А.И.Введенский.jpg thumb|center|П.К. Анохин (Источник[2])]] [[Файл:Могила А.И. Введенского.png thumb|center|Могила А.И. Введенского (Правообладатель фото - П.С. Попова)]]


Введенский А.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Введенский Александр Иванович


Литература

  1. Геллер И. Профессор А.И. Введенский как философ-учитель // Русская школа за рубежом. Кн. 13-14. 1925. С. 143-145.
  2. Геллер И. Профессор А.И. Введенский как философ-учитель // Введенский А.И. Статьи по философии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 211-214.
  3. Грузенберг С.О. Биография Введенского А.И. // Очерки современной русской философии. Опыт характеристики современных тенденций русской философии. СПб., 1911. С. 24-27.
  4. Ермичев А.А. О том, как поссорились два ученых мужа. Очерк истории нравов университетской профессуры в России XX века // Вопросы философии. 2003. № 5. С. 124-134.
  5. Ермичев А.А., Никулин А.Г. А.И. Введенский и Н.О. Лосский: критицизм и интуитивизм в Санкт-Петербургском университете // Вече. 1999. № 12. С. 87-105.
  6. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь/Подготовка текста, вступит. статья и комментарии Е.П. Борзовой и А.Ф. Замалеева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994.
  7. Малинов А.В. «Психофизический закон» А.И. Введенского и его критики // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. СПб., 2006.
  8. Тихонова Э.В. А.И. Введенский о свободе воли и нравственном долге как механизмах регуляции социального поведения // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 72-74.
  9. Тихонова Э.В. Александр Иванович Введенский: философ, психолог, педагог (к 155-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 94-103.
  10. Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.
  11. Тихонова Э.В. Проблема «чужого я» в русской философско-психологической мысли конца XIX - начала XX вв.: к истории научной полемики // Вече. 2010. № 21. С. 82-94.
  12. Тихонова Э.В. Психологическое наследие А.И. Введенского. Арзамас: АГПИ им. А.П. Гайдара, 2004.
  13. Тихонова Э.В. Психологическое наследие А.И. Введенского: диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Н. Новгород, 2002. 221 с.

Ссылки

  1. Лев Михайлович Лопатин / под ред. О. Т. Ермишина. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 319 с.
  2. Лев Михайлович Лопатин / под ред. О. Т. Ермишина. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 319 с.