Выготский Лев Семенович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == Выготский Лев Семенович (1896-1934) — российский психолог, внесший большой н…»)
 
Строка 3: Строка 3:
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Профессор (1928). Окончив юридический факультет Первого государственного мос­ковского университета  и  одновременно историко-филологический фак-т Народ­ного ун-та А.Л. Шанявского (1913—1917), преподавал с 1918 по  1924 г. в нескольких институтах  Гомеля  (Белоруссия).  Играл важную  роль  в  литературной  и  культур­ной жизни этого города. Еще в дореволю­ционный  период  В.  написал  трактат  о «Гамлете»,  где  звучат  экзистенциальные мотивы  об  извечной  «скорби  бытия». Организовал  психологическую лаборато­рию в Педагогическом училище Гомеля и приступил  к работе над рукописью учеб­ника  по  психологии  для  учителей  сред­них школ  («Педагогическая  психология. Краткий курс»,  1926 г.). Являлся беском­промиссным сторонником естественно­научной  психологии,  ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П.  Павло­ва,  которое  он  считал  фундаментом  для выстраивания  новой  системы  представ­лений о детерминации человеческого по­ведения,  в  том  числе  при  восприятии произведений искусства. В  1924 г.  В. пе­реезжает в Москву, становится сотрудни­ком  Института психологии  МГУ, дирек­тором которого был назначен К.И.  Кор­нилов и перед которым была поставлена задача перестройки психологии на осно­ве  философии  марксизма.  В  1925  г.  В. публикует статью «Сознание как пробле­ма психологии поведения»  (Сб.  «Психо­логия и марксизм», Л.-М., 1925) и пишет книгу «Психология искусства», в которой обобщает свои работы  1915—1922 гг. (изда­на в 1965 и 1968 гг.). К теме искусства впос­ледствии он возвращается только в  1932 г. в единственной статье, посвященной твор­честву актера (и уже с позиций обществен­но-исторического понимания психики че­ловека). С  1928 по  1932 В. работает в Ака­демии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, где создал психологичес­кую лабораторию на фак-те, деканом ко­торого был А.Р. Лурия. В этот период ин­тересы  В. концентрировались вокруг пе­дологии, которой  он  пытался  придать статус  отдельной дисциплины  и  вел  ис­следования в этом направлении («Педоло­гия подростка»,  1929—1931). Совместно с Б.Е. Варшавой издал первый отечествен­ный  «Психологический  словарь»  (М., 1931). Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. Ра­боты В. и других психологов подвергались в печати и на конференциях резкой критике с идеологических позиции, что очень затрудняло дальнейшее развитие исследований и внедрение их в практику педаго­гики. В  1930 г. в Харькове была основана Украинская психоневрологическая акаде­мия,  куда были приглашены А.Н. Леон­тьев и А.Р. Лурия. В. часто навещал их, но Москву не оставил, т.к. у него в этот пери­од налаживались отношения с Ленинград­ским  государственным  ун-том. В  после­дние 2—3 года жизни он занялся формули­ровкой теории детского развития, создав теорию  «зоны  ближайшего развития». За десять лет пути в психологической науке В. создал новое научное направление, осно­ву  которого  составляет  учение  об  обще­ственно-исторической природе сознания человека. В начале  же  своего  научного пути  он  считал,  что  новая  психология призвана интегрироваться с рефлексоло­гией в единую науку. Позднее В. осужда­ет рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье «Сознание как проблема поведе­ния» (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов пове­дения, которое у человека включает рече­вые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и чело­век  приобретает  способность  «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле».  
+
Профессор (1928). Окончив юридический факультет Первого государственного мос­ковского университета  и  одновременно историко-филологический фак-т Народ­ного ун-та А.Л. Шанявского (сейчас в этом здании - Российский государственный гуманитарный университет) (1913—1917), преподавал с 1918 по  1924 г. в нескольких институтах  Гомеля  (Белоруссия).  Играл важную  роль  в  литературной  и  культур­ной жизни этого города. В  1924 г.  В. пе­реезжает в Москву, становится сотрудни­ком  Института психологии  МГУ (сейчас - Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), дирек­тором которого был назначен К.И.  Кор­нилов и перед которым была поставлена задача перестройки психологии на осно­ве  философии  марксизма.  В  1925  г.  В. публикует статью «Сознание как пробле­ма психологии поведения»  (Сб.  «Психо­логия и марксизм», Л.-М., 1925) и пишет книгу «Психология искусства», в которой обобщает свои работы  1915—1922 гг. (изда­на в 1965 и 1968 гг.). К теме искусства впос­ледствии он возвращается только в  1932 г. в единственной статье, посвященной твор­честву актера (и уже с позиций обществен­но-исторического понимания психики че­ловека). С  1928 по  1932 В. работает в Ака­демии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас в этом здании - Главная военная прокуратура), где создал психологичес­кую лабораторию на фак-те, деканом ко­торого был А.Р. Лурия <ref>Карпенко Л.А., Ярошевский М.Г. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 113-115</ref>.  
Понимая слово как действие (сперва рече­вой комплекс, затем — речевую реакцию) В. усматривает в слове особого социокуль­турного  посредника  между  индивидом  и миром.  Он  придает особое значение  его знаковой  природе,  благодаря  чему каче­ственно  меняется  структура  душевной жизни человека и его психические функ­ции (восприятие, память, внимание, мыш­ление)  из элементарных становятся  выс­шими. Трактуя знаки языка как психичес­кие орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а со­знание  оперирующего  ими  субъекта,  В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структу­рам  развивается  система  высших  психи­ческих функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников,  образовавших  школу  В.  В центре интересов этой школы было куль­турное развитие  ребенка.  Наряду с  нор­мальными детьми  В.  большое  внимание уделял  аномальным  (страдающим  от де­фектов зрения,  слуха, умственной  отста­лости),  став основоположником  особой науки — дефектологии, в разработке кото­рой  отстаивал  гуманистические  идеалы. Первый  вариант  своих  теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в  работе  «Развитие  высших  психических функций», написанной им в  1931  году.  В этой работе была представлена схема фор­мирования человеческой психики в про­цессе использования знаков,  как средств регуляции  психической  деятельности — сперва во внешнем взаимодействии инди­вида с другими людьми,  а затем  перехода этого процесса извне вовнутрь, в результа­те  чего  субъект  обретает  способность  уп­равлять  собственным  поведением  (этот процесс был назван интериоризацией).В последующих работах В. делает упор на ис­следовании значения знака, то есть на со­пряженном с ним (преимущественно ин­теллектуальном)  содержании.  Благодаря этому новому подходу, он, совместно с уче­никами,  разработал  экспериментально обоснованную теорию умственного разви­тия ребенка, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). Эти ис­следования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие,  охватывая  широкий  круг  про­блем,  имеющих  большое  практическое значение.  Среди  выдвинутых  им  в  этом плане идей особую популярность приобре­ло положение о «зоне ближайшего разви­тия»,  согласно  которому только то  обуче­ние является эффективным, которое «забе­гает вперед развития», как бы «тянет» его за собой,  выявляя  возможности ребенка решить при участии  педагога те задачи,  с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ре­бенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени  к другой.  Умственное развитие трактовалось  В.  как нераздельно сопряженное  с  мотивационным  (по  его терминологии аффективным),  поэтому в своих  исследованиях  он  утверждал  прин­цип единства «аффекта и  интеллекта»,  од­нако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала  ранняя  смерть.  Сохранились лишь  подготовительные  работы  в  виде большой  рукописи  «Учение  об  эмоциях. Историко-психологическое исследование», основное  содержание  которого  составляет анализ «Страстей души» Р. Декарта — рабо­ты, которая, согласно В., определяет идей­ный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал,  что перспектива преодоления дуализма заложена в «Этике»  В. Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию,  опираясь  на  философию Спинозы, В. не показал. Труды В. отлича­ла  высокая  методологическая  культура. Изложение  конкретных эксперименталь­но-теоретических проблем неизменно со­провождалось философской  рефлексией. Наиболее ярко  это сказалось как  в рабо­тах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе  путей  развития  психологии  и причин  ее  кризиса  в  начале  XX  века.  В. полагал,  что  кризис  имеет  исторический смысл.  Его рукопись, которая была впер­вые  опубликована  только  в  1982  г.,  хотя работа была написана в  1927  г.,  так и на­зывалась —  «Исторический  смысл  психо­логического  кризиса».  Этот  смысл,  как считал  В.,  заключался  в  том,  что  распад психологии  на  отдельные  направления, каждое из которых предполагает собствен­ное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономе­рен. Преодоление этой тенденции к распа­ду науки на множество отдельных наук тре­бует создание особой дисциплины «общей психологии»  как учения  об основных об­щих понятиях и объяснительных принци­пах,  позволяющих  этой  науке  сохранить свое единство.  В этих целях философские принципы психологии должны быть пере­строены и эта наука должна быть избавле­на  от спиритуалистических  влияний,  от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное  понима­ние духовных ценностей, а не объективный анализ  природы личности  и  ее  пережива­ний. В связи с этим В. намечает (также не­реализованный, как и многие другие его за­мыслы)  проект разработки  психологии  «в терминах драмы». Он пишет о том, что «ди­намика личности — это драма». Драматизм выражен во внешнем поведении в том слу­чае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные  роли  «на сцене жизни».  Во  внутреннем  плане драматизм связан, например, с конфликтом между ра­зумом и чувством, когда «ум с сердцем не в ладу». Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать  многие  перспективные  про­граммы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы  культурного развития личности, развития ее психических функций (внима­ния, речи, мышления, аффектов), намети­ли принципиально новый подход к корен­ным вопросам формирования этой лично­сти.  Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс  во всех науках,  исследующих че­ловека, в том числе в лингвистике, психи­атрии, этнографии, социологии и др.. Они определили  целый  этап  в  развитии  гума­нитарного знания в России и поныне со­храняют  свой  эвристический  потенциал.
+
  
 
== Области научных исследований ==
 
== Области научных исследований ==
 +
* Методология психологии
 +
* Общая психологии
 +
* Педология
 +
* Детская психология
 +
* Психология творчества
 +
* Педагогическая психология
 +
* Психология развития
 +
* Психология мышления
 +
* Психология речи
 +
* Дефектология
  
 
== Научный вклад ==
 
== Научный вклад ==
 
+
Еще в дореволюционный  период  В.  написал  трактат  о «Гамлете»,  где  звучат  экзистенциальные мотивы  об  извечной  «скорби  бытия». Организовал  психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил  к работе над рукописью учебника  по  психологии  для  учителей  средних школ  («Педагогическая  психология. Краткий курс»,  1926 г.). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной  психологии,  ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П.  Павлова,  которое  он  считал  фундаментом  для выстраивания  новой  системы  представлений о детерминации человеческого поведения,  в  том  числе  при  восприятии произведений искусства.
 +
В период 1928-1932 гг. интересы  В.  концентрировались вокруг педологии,  которой  он  пытался  придать статус  отдельной дисциплины  и  вел  исследования в этом направлении («Педология подростка»,  1929—1931). Совместно с Б.Е. Варшавой издал первый отечественный  «Психологический  словарь»  (М., 1931).  Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. Работы В. и других психологов подвергались в печати и на конференциях резкой критике с идеологических позиции, что очень затрудняло дальнейшее развитие исследований и внедрение их в практику педагогики. В  1930 г. в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия,  куда были приглашены А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. В. часто навещал их, но Москву не оставил, т.к. у него в этот период налаживались отношения с Ленинградским  государственным  ун-том.  В  последние 2—3 года жизни он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию  «зоны  ближайшего развития».  За десять лет пути в психологической науке В. создал новое научное направление, основу  которого  составляет  учение  об  общественно-исторической природе сознания человека.  В  начале  же  своего  научного пути  он  считал,  что  новая  психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку.  Позднее В. осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье «Сознание как проблема поведения» (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек  приобретает  способность  «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле».
 +
Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем — речевую реакцию) В. усматривает в слове особого социокультурного  посредника  между  индивидом  и миром.  Он  придает особое значение  его знаковой  природе,  благодаря  чему качественно  меняется  структура  душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление)  из элементарных становятся  высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание  оперирующего  ими  субъекта,  В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам  развивается  система  высших  психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников,  образовавших  школу  В.  В центре интересов этой школы было культурное развитие  ребенка.  Наряду с  нормальными детьми  В.  большое  внимание уделял  аномальным  (страдающим  от дефектов зрения,  слуха, умственной  отсталости),  став основоположником  особой науки — дефектологии, в разработке которой  отстаивал  гуманистические  идеалы. Первый  вариант  своих  теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в  работе  «Развитие  высших  психических функций», написанной им в  1931  году.  В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков,  как средств регуляции  психической  деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми,  а затем  перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате  чего  субъект  обретает  способность  управлять  собственным  поведением  (этот процесс был назван интериоризацией).В последующих работах В. делает упор на исследовании значения знака, то есть на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном)  содержании.  Благодаря этому новому подходу, он, совместно с учениками,  разработал  экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие,  охватывая  широкий  круг  проблем,  имеющих  большое  практическое значение.  Среди  выдвинутых  им  в  этом плане идей особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшего развития»,  согласно  которому только то  обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой,  выявляя  возможности ребенка решить при участии  педагога те задачи,  с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени  к другой.  Умственное развитие трактовалось  В.  как нераздельно сопряженное  с  мотивационным  (по  его терминологии аффективным),  поэтому в своих  исследованиях  он  утверждал  принцип единства «аффекта и  интеллекта»,  однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала  ранняя  смерть.  Сохранились лишь  подготовительные  работы  в  виде большой  рукописи  «Учение  об  эмоциях. Историко-психологическое исследование», основное  содержание  которого  составляет анализ «Страстей души» Р. Декарта — работы, которая, согласно В., определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал,  что перспектива преодоления дуализма заложена в «Этике»  В. Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию,  опираясь  на  философию Спинозы, В. не показал. Труды В. отличала  высокая  методологическая  культура. Изложение  конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской  рефлексией. Наиболее ярко  это сказалось как  в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе  путей  развития  психологии  и причин  ее  кризиса  в  начале  XX  века.  В. полагал,  что  кризис  имеет  исторический смысл.  Его рукопись, которая была впервые  опубликована  только  в  1982  г.,  хотя работа была написана в  1927  г.,  так и называлась —  «Исторический  смысл  психологического  кризиса».  Этот  смысл,  как считал  В.,  заключался  в  том,  что  распад психологии  на  отдельные  направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создание особой дисциплины «общей психологии»  как учения  об основных общих понятиях и объяснительных принципах,  позволяющих  этой  науке  сохранить свое единство.  В этих целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена  от спиритуалистических  влияний,  от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное  понимание духовных ценностей, а не объективный анализ  природы личности  и  ее  переживаний. В связи с этим В. намечает (также нереализованный, как и многие другие его замыслы)  проект разработки  психологии  «в терминах драмы». Он пишет о том, что «динамика личности — это драма». Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные  роли  «на сцене жизни».  Во  внутреннем  плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда «ум с сердцем не в ладу». Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать  многие  перспективные  программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы  культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности.  Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс  во всех науках,  исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии и др.. Они определили  целый  этап  в  развитии  гуманитарного знания в России и поныне сохраняют  свой  эвристический  потенциал <ref>Карпенко Л.А., Ярошевский М.Г. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 113-115</ref>.
 
== Библиография работ ==
 
== Библиография работ ==
 
# Педагогическая  психология. Краткий курс,  1926 г.
 
# Педагогическая  психология. Краткий курс,  1926 г.
Строка 22: Строка 33:
  
 
== Выготский Л.С. на Карте истории российской психологии ==
 
== Выготский Л.С. на Карте истории российской психологии ==
{{#MultiMaps: 50.004312, 36.228114
+
{{#MultiMaps: 54.1801817,37.6028169
| markers = 50.004312, 36.228114 ~ [[Харьковский университет]] ~Место учебы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
+
| markers = 54.1801817,37.6028169 ~ Историко-филологический факультет Народного университета им. А.Л. Шанявского (сейчас в этом здании - Российский государственный гуманитарный университет) ~Место учебы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
| markers = 50.004312, 36.228114 ~ [[Харьковский университет]] ~Место учебы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
+
| markers = 52.4228951,30.8459538 ~ Гомель ~Место работы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
 +
| markers = 55.7570071,37.6100078 ~ Института психологии  МГУ (сейчас - Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) ~Место работы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
 +
| markers = 55.7316087,37.5779684 ~ Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас в этом здании - Главная военная прокуратура) ~Место работы [[Выготский Лев Семенович|Л.С. Выготский]],
 
}}
 
}}
 
[[Выготский Лев Семенович]]
 
[[Выготский Лев Семенович]]
Строка 31: Строка 44:
  
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]
[[Категория:Философы России]]
+
[[Категория:Психологи СССР]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Родившиеся в 1842 году]]
+
[[Категория:Родившиеся в 1896 году]]
[[Категория:Умершие в 1987]]
+
[[Категория:Умершие в 1934]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Гомель]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Украина]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Москва]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Институт психологии МГУ им. М.В. Ломоносова]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Народный институт им. А.Л. Шанявского]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Историко-филологический факультет Народного института им. А.Л. Шанявского]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Методология психологии]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Общая психологии]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Педология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Детская психология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология творчества]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Педагогическая психология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология развития]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология мышления]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Психология речи]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:Дефектология]]
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+
[[Категория:]]
+

Версия 09:33, 21 декабря 2015

Персоналия

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию разви­тия, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно-исторической теории по­ведения и развития психики человека.

Биография

Профессор (1928). Окончив юридический факультет Первого государственного мос­ковского университета и одновременно историко-филологический фак-т Народ­ного ун-та А.Л. Шанявского (сейчас в этом здании - Российский государственный гуманитарный университет) (1913—1917), преподавал с 1918 по 1924 г. в нескольких институтах Гомеля (Белоруссия). Играл важную роль в литературной и культур­ной жизни этого города. В 1924 г. В. пе­реезжает в Москву, становится сотрудни­ком Института психологии МГУ (сейчас - Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова), дирек­тором которого был назначен К.И. Кор­нилов и перед которым была поставлена задача перестройки психологии на осно­ве философии марксизма. В 1925 г. В. публикует статью «Сознание как пробле­ма психологии поведения» (Сб. «Психо­логия и марксизм», Л.-М., 1925) и пишет книгу «Психология искусства», в которой обобщает свои работы 1915—1922 гг. (изда­на в 1965 и 1968 гг.). К теме искусства впос­ледствии он возвращается только в 1932 г. в единственной статье, посвященной твор­честву актера (и уже с позиций обществен­но-исторического понимания психики че­ловека). С 1928 по 1932 В. работает в Ака­демии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (сейчас в этом здании - Главная военная прокуратура), где создал психологичес­кую лабораторию на фак-те, деканом ко­торого был А.Р. Лурия [1].

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Общая психологии
  • Педология
  • Детская психология
  • Психология творчества
  • Педагогическая психология
  • Психология развития
  • Психология мышления
  • Психология речи
  • Дефектология

Научный вклад

Еще в дореволюционный период В. написал трактат о «Гамлете», где звучат экзистенциальные мотивы об извечной «скорби бытия». Организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ («Педагогическая психология. Краткий курс», 1926 г.). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. В период 1928-1932 гг. интересы В. концентрировались вокруг педологии, которой он пытался придать статус отдельной дисциплины и вел исследования в этом направлении («Педология подростка», 1929—1931). Совместно с Б.Е. Варшавой издал первый отечественный «Психологический словарь» (М., 1931). Однако политическое давление на советскую психологию все возрастало. Работы В. и других психологов подвергались в печати и на конференциях резкой критике с идеологических позиции, что очень затрудняло дальнейшее развитие исследований и внедрение их в практику педагогики. В 1930 г. в Харькове была основана Украинская психоневрологическая академия, куда были приглашены А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия. В. часто навещал их, но Москву не оставил, т.к. у него в этот период налаживались отношения с Ленинградским государственным ун-том. В последние 2—3 года жизни он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию «зоны ближайшего развития». За десять лет пути в психологической науке В. создал новое научное направление, основу которого составляет учение об общественно-исторической природе сознания человека. В начале же своего научного пути он считал, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку. Позднее В. осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье «Сознание как проблема поведения» (1925) он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, В. доказывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле». Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем — речевую реакцию) В. усматривает в слове особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу В. В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми В. большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки — дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в работе «Развитие высших психических функций», написанной им в 1931 году. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением (этот процесс был назван интериоризацией).В последующих работах В. делает упор на исследовании значения знака, то есть на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому новому подходу, он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющих большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому только то обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства «аффекта и интеллекта», однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи «Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование», основное содержание которого составляет анализ «Страстей души» Р. Декарта — работы, которая, согласно В., определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в «Этике» В. Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, В. не показал. Труды В. отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. В. полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 г., хотя работа была написана в 1927 г., так и называлась — «Исторический смысл психологического кризиса». Этот смысл, как считал В., заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создание особой дисциплины «общей психологии» как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В этих целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний. В связи с этим В. намечает (также нереализованный, как и многие другие его замыслы) проект разработки психологии «в терминах драмы». Он пишет о том, что «динамика личности — это драма». Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли «на сцене жизни». Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда «ум с сердцем не в ладу». Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии и др.. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал [2].

Библиография работ

  1. Педагогическая психология. Краткий курс, 1926 г.
  2. Исторический смысл психологического кризиса, 1927
  3. Педология подростка, 1929—1931
  4. Мышление и речь (1934)
  5. Собрании сочинений в 6-ти т. — М, Педагогика, 1982 — 1984,
  6. Структурная психология, М., МГУ, 1972;
  7. Проблемы дефектологии, М., Просвещение, 1995;
  8. Лекции по педологии, 1933-1934», Ижевск, 1996;
  9. Психология, М., 2000.

Выготский Л.С. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Выготский Лев Семенович

Ссылки

  1. Карпенко Л.А., Ярошевский М.Г. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 113-115
  2. Карпенко Л.А., Ярошевский М.Г. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 113-115