Добрынин Николай Федорович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Добрынин Николай Федорович

Биография

Российский психолог, д-р психо­логических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем — на ис­торико-филологическом фак-те Москов­ского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922—1930) и сотрудником Институ­та психологии (1925—1935).С 1941 г. его на­учная деятельность связана с МГПИ им. В.И. Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941 —1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969).

Некрополь

Области научных исследований

Научный вклад

Будучи сотрудником Институ­та психологии (1925—1935), защитил докт. дисс: «Психология внимания. Исто­рия и теория вопроса». Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к эксперименталь­ному изучению которой он приступает уже в 1910—1920 гг. Им исследуется пси­хологическая природа внимания, его фи­зиологические основы, свойства и харак­теристики, среди которых предметом специального экспериментального ана­лиза становится феномен колебания вни­мания («Колебание внимания», 1925). Раскрытие природы внимания и его сущ­ности Д. рассматривал как одно из глав­ных условий понимания и разработки проблемы активности личности и актив­ности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психи­ки, что, с его точки зрения, позволяет вы­явить и исследовать связь познаватель­ных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности че­ловека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким обра­зом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В рабо­тах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внима­ния, его типология, динамика, различные характеристики и свойства. Д. — автор и редактор ряда учебников и учебных посо­бий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии («Хрестоматия по психологии», 1927; «Введение в психологию», 1929).

Библиография работ

Фотографии

Ссылки