Добрынин Николай Федорович

Версия от 22:00, 15 мая 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Ссылки)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Добрынин Николай Федорович (1890 - 1981)

Биография

Российский психолог, д-р психо­логических наук (1937), профессор (1935). Учился на естественном, затем — на ис­торико-филологическом фак-те Москов­ского ун-та, который окончил в 1915 г., а также в аспирантуре Института психологии. Работал в Московском Государственном индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, одновременно являясь доцентом педагогического факультета 2-го МГУ (1922—1930) и сотрудником Институ­та психологии (1925—1935).С 1941 г. его на­учная деятельность связана с МГПИ им. В.И. Ленина, где он занимал должность профессора и зав. кафедрой психологии (1941 —1966), в последние годы жизни был профессором-консультантом (с 1969).

Некрополь

Области научных исследований

Научный вклад

Центральное место в работах Д. занимала проблема внимания, к эксперименталь­ному изучению которой он приступает уже в 1910—1920 гг. Им исследуется пси­хологическая природа внимания, его фи­зиологические основы, свойства и харак­теристики, среди которых предметом специального экспериментального ана­лиза становится феномен колебания вни­мания («Колебание внимания», 1925). Раскрытие природы внимания и его сущ­ности Д. рассматривал как одно из глав­ных условий понимания и разработки проблемы активности личности и актив­ности познания. Он впервые выдвигает и обосновывает принцип значимости как одно из фундаментальных оснований функционирования человеческой психи­ки, что, с его точки зрения, позволяет вы­явить и исследовать связь познаватель­ных процессов личности с мотивацией ее поведения, раскрыть роль активности че­ловека в познании окружающего мира. Значимость определяет направленность внимания человека, являясь, таким обра­зом, одним из наиболее существенных обусловливающих его признаков. В рабо­тах Д. и его учеников рассматриваются вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Исследуются виды внима­ния, его типология, динамика, различные характеристики и свойства.

Библиография работ

Будучи сотрудником Институ­та психологии (1925—1935), защитил докт. дисс: «Психология внимания. Исто­рия и теория вопроса». Д. — автор и редактор ряда учебников и учебных посо­бий для педагогических вузов по общей, возрастной и педагогической психологии («Хрестоматия по психологии», 1927; «Введение в психологию», 1929).

Фотографии

Ссылки


Кольцова В. А. Добрынин Николай Федорович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 161-162