Дружинин Владимир Николаевич — различия между версиями
(Новая страница: «== Персоналия == Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001) == Биография == Был членом бюро моло…») |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обозрение».Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского | + | Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обозрение». Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), |
был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической | был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической | ||
психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). | психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург). | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, | Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, | ||
− | психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций | + | психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Большое |
− | + | внимание уделял проблемам психологического образования. Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, обучаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. | |
− | внимание уделял проблемам психологического образования. Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная | + | Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов; разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их диагностике. Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса. В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные |
− | модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; | + | |
− | разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально | + | |
− | выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных | + | |
− | способностей (интеллект, креативность, | + | |
− | Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов; разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их | + | |
− | + | ||
области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.) | области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.) | ||
Строка 38: | Строка 32: | ||
== Фотографии == | == Фотографии == | ||
+ | |||
+ | == Дружинин В.Н. на Карте истории российской психологии == | ||
+ | {{#MultiMaps: 57.6329077,39.8846627 | ||
+ | | markers = 57.6329077,39.8846627 ~ [[Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова]] ~Место учебы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]] | ||
+ | | markers = 55.8193857,37.6448963 ~ [[Институт психологии РАН]] ~Место работы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]] | ||
+ | | markers = 59.9473735,30.2650213 ~ [[НОУ ДО "Институт практической психологии ИМАТОН"]] ~Место работы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]] | ||
+ | }} | ||
+ | [[Дружинин Владимир Николаевич]] | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | Карпенко Л.А. | + | Карпенко Л.А. Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165 |
[[Категория:Психологи России]] | [[Категория:Психологи России]] | ||
− | + | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | |
[[Категория:Родившиеся в 1955 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1955 году]] | ||
[[Категория:Умершие в 2001]] | [[Категория:Умершие в 2001]] |
Текущая версия на 14:24, 27 июня 2016
Содержание
Персоналия
Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001)
Биография
Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обозрение». Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург).
Некрополь
Области научных исследований
Научный вклад
Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологической валидности теста и когнитивного ресурса. Большое внимание уделял проблемам психологического образования. Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, обучаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов; разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их диагностике. Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса. В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.)
Библиография работ
«Структура и логика психологического исследования», 1993; 1994 «Психологическая диагностика способностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д. Шадрикова. 1991; «Психология общих способностей», М., 1995 «Когнитивные способности», М.,2001 В 1996 г. «Семья в европейской культуре» «Психология семьи», (М., 1997) Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3).
Фотографии
Дружинин В.Н. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Дружинин Владимир Николаевич
Ссылки
Карпенко Л.А. Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165