Дружинин Владимир Николаевич

Версия от 05:32, 21 мая 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Персоналия == Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001) == Биография == Был членом бюро моло…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001)

Биография

Был членом бюро моло­дежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по рабо­те с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обо­зрение».Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лаборато­рией психологии способностей и про­фессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из орга­низаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психоло­гии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петер­бург).

Некрополь

Области научных исследований

Научный вклад

Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиаг­ностики. Автор концепций экологичес­ кой валидности теста и когнитивного ре­сурса. Большое внимание уделял проблемам психологи­ческого образования. Научные исследования Д. первона­чально были посвящены проблемам диф­ференциальной психометрики: была раз­работана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволя­ющие определить необходимое и доста­точное количество заданий в тесте, чис­ло уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способ­ностей, а также типология психодиагно­стических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мо­тивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработ­кой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, Учаемость) и выявлением факторов со­циальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креатив­ности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. при­давал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологи­ческих методов; разработке теоретических основ пробле­мы развития способностей и их диагнос­ тике. Им был сконструирован тест математических аналогий (использу­емый для диагностики математических способностей), созданы методики диагно­стики мнемических способностей и спо­собности к манипулированию простран­ственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей ре­зультатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ре­сурса. В круг интересов Д. входили и про­блемы социальной психологии. Большое вни­мание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гумани­тарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных ра­ботников и т.п.)

Библиография работ

«Структура и логика пси­хологического исследования», 1993; 1994 «Психологическая диагностика спо­собностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д. Шадри­кова. 1991; «Психология общих способно­стей», М., 1995 «Когнитивные способности», М.,2001 В 1996 г. «Семья в европейской культуре» «Психо­логия семьи», (М., 1997) Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3).

Фотографии

Ссылки

Карпенко Л.А., Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165