Дружинин Владимир Николаевич — различия между версиями
(Новая страница: «== Персоналия == Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001) == Биография == Был членом бюро моло…») |
(нет различий)
|
Версия 05:32, 21 мая 2016
Содержание
Персоналия
Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001)
Биография
Был членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обозрение».Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лабораторией психологии способностей и профессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из организаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психологии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петербург).
Некрополь
Области научных исследований
Научный вклад
Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиагностики. Автор концепций экологичес кой валидности теста и когнитивного ресурса. Большое внимание уделял проблемам психологического образования. Научные исследования Д. первоначально были посвящены проблемам дифференциальной психометрики: была разработана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработкой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, Учаемость) и выявлением факторов социальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креативности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. придавал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологических методов; разработке теоретических основ проблемы развития способностей и их диагнос тике. Им был сконструирован тест математических аналогий (используемый для диагностики математических способностей), созданы методики диагностики мнемических способностей и способности к манипулированию пространственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей результатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ресурса. В круг интересов Д. входили и проблемы социальной психологии. Большое внимание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гуманитарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных работников и т.п.)
Библиография работ
«Структура и логика психологического исследования», 1993; 1994 «Психологическая диагностика способностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д. Шадрикова. 1991; «Психология общих способностей», М., 1995 «Когнитивные способности», М.,2001 В 1996 г. «Семья в европейской культуре» «Психология семьи», (М., 1997) Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3).
Фотографии
Ссылки
Карпенко Л.А., Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165