Дружинин Владимир Николаевич — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001) == Биография == Был членом бюро моло…»)
 
 
Строка 5: Строка 5:
 
== Биография ==
 
== Биография ==
  
Был членом бюро моло­дежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по рабо­те с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обо­зрение».Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского Государственного ун-та (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лаборато­рией психологии способностей и про­фессионально важных качеств (с 1991),
+
Был членом бюро моло­дежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по рабо­те с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обо­зрение». Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лаборато­рией психологии способностей и про­фессионально важных качеств (с 1991),
 
был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из орга­низаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психоло­гии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической
 
был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из орга­низаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психоло­гии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической
 
психологии ИМАТОН (Санкт-Петер­бург).  
 
психологии ИМАТОН (Санкт-Петер­бург).  
Строка 15: Строка 15:
  
 
Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования,
 
Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования,
психологии способностей и психодиаг­ностики. Автор концепций экологичес­
+
психологии способностей и психодиаг­ностики. Автор концепций экологичес­кой валидности теста и когнитивного ре­сурса. Большое
кой валидности теста и когнитивного ре­сурса. Большое
+
внимание уделял проблемам психологи­ческого образования. Научные исследования Д. первона­чально были посвящены проблемам диф­ференциальной психометрики: была раз­работана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволя­ющие определить необходимое и доста­точное количество заданий в тесте, чис­ло уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способ­ностей, а также типология психодиагно­стических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мо­тивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработ­кой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, обучаемость) и выявлением факторов со­циальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей.
внимание уделял проблемам психологи­ческого образования. Научные исследования Д. первона­чально были посвящены проблемам диф­ференциальной психометрики: была раз­работана обобщенная вероятностная
+
Было установлено, что развитие креатив­ности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. при­давал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологи­ческих методов; разработке теоретических основ пробле­мы развития способностей и их диагнос­тике.  Им был сконструирован тест математических аналогий (использу­емый для диагностики математических способностей), созданы методики диагно­стики мнемических способностей и спо­собности к манипулированию простран­ственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей ре­зультатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ре­сурса. В круг интересов Д. входили и про­блемы социальной психологии.  Большое вни­мание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные
модель теста и ее модификации, позволя­ющие определить необходимое и доста­точное количество заданий в тесте, чис­ло уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы;
+
разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способ­ностей, а также типология психодиагно­стических ситуаций; экспериментально
+
выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мо­тивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработ­кой структуры общих познавательных
+
способностей (интеллект, креативность, Учаемость) и выявлением факторов со­циальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей.
+
Было установлено, что развитие креатив­ности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. при­давал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологи­ческих методов; разработке теоретических основ пробле­мы развития способностей и их диагнос­
+
тике.  Им был сконструирован тест математических аналогий (использу­емый для диагностики математических способностей), созданы методики диагно­стики мнемических способностей и спо­собности к манипулированию простран­ственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей ре­зультатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ре­сурса. В круг интересов Д. входили и про­блемы социальной психологии.  Большое вни­мание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные
+
 
области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гумани­тарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных ра­ботников и т.п.)
 
области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гумани­тарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных ра­ботников и т.п.)
  
Строка 38: Строка 32:
  
 
== Фотографии ==
 
== Фотографии ==
 +
 +
== Дружинин В.Н. на Карте истории российской психологии ==
 +
{{#MultiMaps: 57.6329077,39.8846627
 +
| markers = 57.6329077,39.8846627 ~ [[Ярославский государственный университет им.П.Г. Демидова]] ~Место учебы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]]
 +
| markers = 55.8193857,37.6448963 ~ [[Институт психологии РАН]] ~Место работы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]]
 +
| markers = 59.9473735,30.2650213 ~ [[НОУ ДО "Институт практической психологии ИМАТОН"]] ~Место работы [[Дружинин Владимир Николаевич|В.Н. Дружинин]]
 +
}}
 +
[[Дружинин Владимир Николаевич]]
 +
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
  
Карпенко Л.А., Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165
+
Карпенко Л.А. Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165
  
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1955 году]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1955 году]]
 
[[Категория:Умершие в 2001]]
 
[[Категория:Умершие в 2001]]

Текущая версия на 14:24, 27 июня 2016

Персоналия

Дружинин Владимир Николаевич (1955 - 2001)

Биография

Был членом бюро моло­дежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по рабо­те с молодежью Президиума АН СССР. Гл. ред- журнала «Психологическое обо­зрение». Окончил фак-т психологии и биологии Ярославского государственного университета им.П.Г. Демидова (1978). Ученик В.Д. Шадрикова. С 1979 г. работал в ИП РАН, заведовал лаборато­рией психологии способностей и про­фессионально важных качеств (с 1991), был заместителем директора ИП РАН по научной работе (1992—2000). Был одним из орга­низаторов и ректором Психологического колледжа при ИП РАН (1993-1995). С 1995 г. — директор Института психоло­гии гуманитарных наук (при РАН), с 1999 — ректор Института практической психологии ИМАТОН (Санкт-Петер­бург).

Некрополь

Области научных исследований

Научный вклад

Российский психолог, специалист в области методологии психологии, психологического образования, психологии способностей и психодиаг­ностики. Автор концепций экологичес­кой валидности теста и когнитивного ре­сурса. Большое внимание уделял проблемам психологи­ческого образования. Научные исследования Д. первона­чально были посвящены проблемам диф­ференциальной психометрики: была раз­работана обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволя­ющие определить необходимое и доста­точное количество заданий в тесте, чис­ло уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы; разработана концепция экологической валидности теста; предложен средовой подход к развитию и диагностике способ­ностей, а также типология психодиагно­стических ситуаций; экспериментально выявлена зависимость валидности теста как от ситуативных влияний, так и от мо­тивации испытуемого. Другое направление исследований Д. было связано с разработ­кой структуры общих познавательных способностей (интеллект, креативность, обучаемость) и выявлением факторов со­циальной микросреды, оказывающих влияние на развитие креативности детей. Было установлено, что развитие креатив­ности больше зависит от влияния среды, чем от интеллекта. Для исследований им были разработаны методики диагностики и развития креативности в ситуационно-ролевых играх. Большое значение Д. при­давал обоснованию процедур описания структуры и процесса психологического эмпирического исследования, в частности двухмерной классификации психологи­ческих методов; разработке теоретических основ пробле­мы развития способностей и их диагнос­тике. Им был сконструирован тест математических аналогий (использу­емый для диагностики математических способностей), созданы методики диагно­стики мнемических способностей и спо­собности к манипулированию простран­ственными представлениями на учебном материале. Для объяснения связей ре­зультатов тестирования интеллекта и жизненных показателей Д. предложил модель интеллектуального диапазона и разработал концепцию когнитивного ре­сурса. В круг интересов Д. входили и про­блемы социальной психологии. Большое вни­мание им уделялось созданию учебников по психологии для гуманитарных вузов. Под его редакцией вышли учебники для бакалавров, включающие конкретные области психологии и ориентированные на специалистов в той или иной гумани­тарной области (например, на экологов, юристов, экономистов, социальных ра­ботников и т.п.)

Библиография работ

«Структура и логика пси­хологического исследования», 1993; 1994 «Психологическая диагностика спо­собностей: теоретические основы». Части 1-2. М., 1990; «Развитие и диагностика способностей»/Под ред. Д. и В.Д. Шадри­кова. 1991; «Психология общих способно­стей», М., 1995 «Когнитивные способности», М.,2001 В 1996 г. «Семья в европейской культуре» «Психо­логия семьи», (М., 1997) Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. Д., СПб., 2001, т. 1-3).

Фотографии

Дружинин В.Н. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Дружинин Владимир Николаевич

Ссылки

Карпенко Л.А. Дружинин Владимир николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 164-165