Лапшин Иван Иванович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. –…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
== Авторы справочной статьи ==
 
== Авторы справочной статьи ==
 +
'''Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.'''
 +
 +
'''Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.'''
  
 
== Персоналия ==
 
== Персоналия ==
 +
[[Файл:И И Лапшин.jpg||300px|thumb|left|И.И. Лапшин ([http://ruslo.cz/index.php/component/k2/item/291-ivan-ivanovich-lapshin-uchenyj-erudit-estet Источник])]]
 +
 
'''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог.
 
'''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог.
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 
Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию.  
 
Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию.  
 +
 
В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса.
 
В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса.
 +
 
После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.  И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном  становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие.  И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам  своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896).
 
После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.  И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном  становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие.  И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам  своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896).
 +
 
По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях.  
 
По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях.  
 +
 
Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина.  С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета.  Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом  журнала «Вопросы философии и психологии».
 
Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина.  С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета.  Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом  журнала «Вопросы философии и психологии».
 +
 
В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга.  Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме  А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину  была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах».  
 
В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга.  Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме  А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину  была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах».  
 +
 
Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего.  
 
Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего.  
 +
 
По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др..  Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы.
 
По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др..  Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы.
 +
 
Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина  составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931).
 
Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина  составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931).
1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу.  В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем,  по приглашению чешского правительства,  переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства.  
+
 
 +
1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу.  В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем,  по приглашению чешского правительства,  переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства.
 +
 
Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого).  Умер он в Праге 17 ноября 1952,  в почтенном возрасте 82 лет.   
 
Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого).  Умер он в Праге 17 ноября 1952,  в почтенном возрасте 82 лет.   
  
== Некрополь ==
+
== Библиография работ ==
  
== Области научных исследований ==
+
*До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.)
 +
*# Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896.
 +
*# Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. //  ЖМНП. 1902. № 8.
 +
*# Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900.
 +
*# Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905.
 +
*# Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906.
 +
*# Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь).
 +
*# Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. -  СПб., 1909.
 +
*# Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910.
 +
*# Лапшин И.И.  Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910.
 +
*# Лапшин И.И.  О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262.
 +
*# Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1.
 +
*# Лапшин И.И.  Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917.
 +
*# Лапшин И.И.  Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922.
 +
*# Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922.
 +
*# Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -  Пг., 1922. 
 +
*# Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А.
  
== Научный вклад ==
+
*Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей)
  
== Библиография работ ==
 
Труды И.И. Лапшина
 
До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.)
 
# Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896.
 
# Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. //  ЖМНП. 1902. № 8.
 
# Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900.
 
# Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905.
 
# Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906.
 
# Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь).
 
# Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. -  СПб., 1909.
 
# Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910.
 
# Лапшин И.И.  Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910.
 
# Лапшин И.И.  О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262.
 
# Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1.
 
# Лапшин И.И.  Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917.
 
# Лапшин И.И.  Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922.
 
# Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922.
 
# Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. -  Пг., 1922. 
 
# Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А.
 
 
Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей)
 
 
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон.
 
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон.
  
 
Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36):
 
Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36):
 +
 
А
 
А
* ЭСБЕ/Авенариус
+
**ЭСБЕ/Авенариус
 +
 
 
С
 
С
* ЭСБЕ/Софизм
+
**ЭСБЕ/Софизм
* ЭСБЕ/Спенсер, Герберт
+
**ЭСБЕ/Спенсер, Герберт
* ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт
+
**ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт
* ЭСБЕ/Схематизм
+
**ЭСБЕ/Схематизм
 +
 
 
Т
 
Т
* ЭСБЕ/Таурелл, Николай
+
**ЭСБЕ/Таурелл, Николай
* ЭСБЕ/Тезис, в философии
+
**ЭСБЕ/Тезис, в философии
* ЭСБЕ/Телезий, Бернардино
+
**ЭСБЕ/Телезий, Бернардино
* ЭСБЕ/Телепатия
+
**ЭСБЕ/Телепатия
* ЭСБЕ/Темперамент
+
**ЭСБЕ/Темперамент
* ЭСБЕ/Теософия
+
**ЭСБЕ/Теософия
* ЭСБЕ/Термин, понятие
+
**ЭСБЕ/Термин, понятие
 +
 
 
Т (продолжение)
 
Т (продолжение)
* ЭСБЕ/Тетенс
+
**ЭСБЕ/Тетенс
* ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный
+
**ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный
* ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф
+
**ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф
* ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич
+
**ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич
 +
 
 
У
 
У
* ЭСБЕ/Ульрици
+
**ЭСБЕ/Ульрици
* ЭСБЕ/Уэвель
+
**ЭСБЕ/Уэвель
* ЭСБЕ/Уэтли
+
**ЭСБЕ/Уэтли
 +
 
 
Ф
 
Ф
* ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг
+
**ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг
* ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб
+
**ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб
* ЭСБЕ/Фишер, Куно
+
**ЭСБЕ/Фишер, Куно
* ЭСБЕ/Флюгель, Отто
+
**ЭСБЕ/Флюгель, Отто
* ЭСБЕ/Фолькельт
+
**ЭСБЕ/Фолькельт
 +
 
 
Ф (продолжение)
 
Ф (продолжение)
* ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар
+
**ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар
* ЭСБЕ/Фортлаге
+
**ЭСБЕ/Фортлаге
* ЭСБЕ/Фрауенштэдт
+
**ЭСБЕ/Фрауенштэдт
* ЭСБЕ/Фуллье
+
**ЭСБЕ/Фуллье
 +
 
 
Ч
 
Ч
* ЭСБЕ/Чувствование
+
**ЭСБЕ/Чувствование
 +
 
 
Ш
 
Ш
* ЭСБЕ/Шнейдер, Георг
+
**ЭСБЕ/Шнейдер, Георг
* ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур
+
**ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур
* ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович
+
**ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович
* ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн
+
**ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн
Э
+
* ЭСБЕ/Эгоизм
+
* ЭСБЕ/Эмпиризм
+
* ЭСБЕ/Эмпириокритицизм
+
  
После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.)
+
Э
# Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага,  1923.
+
**ЭСБЕ/Эгоизм
# Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
+
**ЭСБЕ/Эмпиризм
# Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10.
+
**ЭСБЕ/Эмпириокритицизм
# Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина.  – Прага, 1928.
+
# Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3.
+
# Лапшин И.И.  Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929.
+
# Лапшин И.И.  Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931.
+
# Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931.
+
# Лапшин И.И.  О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931.
+
# Лапшин И.И.  Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2.
+
# Лапшин И.И.  Феноменология. – Прага, 1937.
+
# Лапшин И.И.  Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941.
+
# Лапшин И.И.  О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944.
+
# Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945.
+
# Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]).
+
  
Современные переиздания трудов И.И. Лапшина
+
*После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.)
# Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24.
+
*#Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага, 1923.
# Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века).
+
*#Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
# Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116.
+
*#Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10.
# Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124.
+
*#Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. – Прага, 1928.
# Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
+
*#Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3.  
# Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
+
*#Лапшин И.И. Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929.  
# Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
+
*#Лапшин И.И. Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931.
 +
*#Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931.  
 +
*#Лапшин И.И. О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931.
 +
*#Лапшин И.И. Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2.
 +
*#Лапшин И.И. Феноменология. – Прага, 1937.  
 +
*#Лапшин И.И. Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941.
 +
*#Лапшин И.И.  О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944.
 +
*#Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945.
 +
*#Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]).
  
== Фотографии ==
+
*Современные переиздания трудов И.И. Лапшина
 +
*#Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24.
 +
*#Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века).
 +
*#Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116.
 +
*#Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124.
 +
*#Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
 +
*#Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
 +
*#Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
  
 
== Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии ==
 
== Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии ==

Версия 23:13, 30 января 2017

Авторы справочной статьи

Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.

Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.

Персоналия

И.И. Лапшин (Источник)

Лапшин Иван Иванович (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог.

Биография

Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию.

В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса.

После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие. И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896).

По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях.

Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина. С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета. Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом журнала «Вопросы философии и психологии».

В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга. Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах».

Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего.

По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др.. Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы.

Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931).

1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу. В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем, по приглашению чешского правительства, переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства.

Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого). Умер он в Праге 17 ноября 1952, в почтенном возрасте 82 лет.

Библиография работ

  • До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.)
    1. Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896.
    2. Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. // ЖМНП. 1902. № 8.
    3. Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900.
    4. Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905.
    5. Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906.
    6. Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь).
    7. Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. - СПб., 1909.
    8. Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910.
    9. Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910.
    10. Лапшин И.И. О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262.
    11. Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1.
    12. Лапшин И.И. Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917.
    13. Лапшин И.И. Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922.
    14. Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922.
    15. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922.
    16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А.
  • Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон.

Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36):

А

    • ЭСБЕ/Авенариус

С

    • ЭСБЕ/Софизм
    • ЭСБЕ/Спенсер, Герберт
    • ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт
    • ЭСБЕ/Схематизм

Т

    • ЭСБЕ/Таурелл, Николай
    • ЭСБЕ/Тезис, в философии
    • ЭСБЕ/Телезий, Бернардино
    • ЭСБЕ/Телепатия
    • ЭСБЕ/Темперамент
    • ЭСБЕ/Теософия
    • ЭСБЕ/Термин, понятие

Т (продолжение)

    • ЭСБЕ/Тетенс
    • ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный
    • ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф
    • ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич

У

    • ЭСБЕ/Ульрици
    • ЭСБЕ/Уэвель
    • ЭСБЕ/Уэтли

Ф

    • ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг
    • ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб
    • ЭСБЕ/Фишер, Куно
    • ЭСБЕ/Флюгель, Отто
    • ЭСБЕ/Фолькельт

Ф (продолжение)

    • ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар
    • ЭСБЕ/Фортлаге
    • ЭСБЕ/Фрауенштэдт
    • ЭСБЕ/Фуллье

Ч

    • ЭСБЕ/Чувствование

Ш

    • ЭСБЕ/Шнейдер, Георг
    • ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур
    • ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович
    • ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн

Э

    • ЭСБЕ/Эгоизм
    • ЭСБЕ/Эмпиризм
    • ЭСБЕ/Эмпириокритицизм
  • После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.)
    1. Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага, 1923.
    2. Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
    3. Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10.
    4. Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. – Прага, 1928.
    5. Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3.
    6. Лапшин И.И. Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929.
    7. Лапшин И.И. Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931.
    8. Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931.
    9. Лапшин И.И. О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931.
    10. Лапшин И.И. Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2.
    11. Лапшин И.И. Феноменология. – Прага, 1937.
    12. Лапшин И.И. Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941.
    13. Лапшин И.И. О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944.
    14. Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945.
    15. Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]).
  • Современные переиздания трудов И.И. Лапшина
    1. Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24.
    2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века).
    3. Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116.
    4. Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124.
    5. Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
    6. Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
    7. Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.

Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Лапшин Иван Иванович

Ссылки