Лапшин Иван Иванович — различия между версиями
(Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. –…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Авторы справочной статьи == | == Авторы справочной статьи == | ||
+ | '''Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.''' | ||
+ | |||
+ | '''Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.''' | ||
== Персоналия == | == Персоналия == | ||
+ | [[Файл:И И Лапшин.jpg||300px|thumb|left|И.И. Лапшин ([http://ruslo.cz/index.php/component/k2/item/291-ivan-ivanovich-lapshin-uchenyj-erudit-estet Источник])]] | ||
+ | |||
'''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог. | '''Лапшин Иван Иванович''' (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию. | Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию. | ||
+ | |||
В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса. | В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса. | ||
+ | |||
После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие. И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896). | После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие. И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896). | ||
+ | |||
По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях. | По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях. | ||
+ | |||
Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина. С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета. Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом журнала «Вопросы философии и психологии». | Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина. С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета. Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом журнала «Вопросы философии и психологии». | ||
+ | |||
В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга. Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах». | В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга. Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах». | ||
+ | |||
Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего. | Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего. | ||
+ | |||
По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др.. Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы. | По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др.. Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы. | ||
+ | |||
Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931). | Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931). | ||
− | 1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу. В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем, по приглашению чешского правительства, переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства. | + | |
+ | 1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу. В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем, по приглашению чешского правительства, переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства. | ||
+ | |||
Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого). Умер он в Праге 17 ноября 1952, в почтенном возрасте 82 лет. | Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого). Умер он в Праге 17 ноября 1952, в почтенном возрасте 82 лет. | ||
− | == | + | == Библиография работ == |
− | + | *До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.) | |
+ | *# Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. // ЖМНП. 1902. № 8. | ||
+ | *# Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900. | ||
+ | *# Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь). | ||
+ | *# Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. - СПб., 1909. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910. | ||
+ | *# Лапшин И.И. О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262. | ||
+ | *# Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922. | ||
+ | *# Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922. | ||
+ | *# Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. | ||
− | + | *Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей) | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон. | Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон. | ||
Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36): | Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36): | ||
+ | |||
А | А | ||
− | * ЭСБЕ/Авенариус | + | **ЭСБЕ/Авенариус |
+ | |||
С | С | ||
− | * ЭСБЕ/Софизм | + | **ЭСБЕ/Софизм |
− | * ЭСБЕ/Спенсер, Герберт | + | **ЭСБЕ/Спенсер, Герберт |
− | * ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт | + | **ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт |
− | * ЭСБЕ/Схематизм | + | **ЭСБЕ/Схематизм |
+ | |||
Т | Т | ||
− | * ЭСБЕ/Таурелл, Николай | + | **ЭСБЕ/Таурелл, Николай |
− | * ЭСБЕ/Тезис, в философии | + | **ЭСБЕ/Тезис, в философии |
− | * ЭСБЕ/Телезий, Бернардино | + | **ЭСБЕ/Телезий, Бернардино |
− | * ЭСБЕ/Телепатия | + | **ЭСБЕ/Телепатия |
− | * ЭСБЕ/Темперамент | + | **ЭСБЕ/Темперамент |
− | * ЭСБЕ/Теософия | + | **ЭСБЕ/Теософия |
− | * ЭСБЕ/Термин, понятие | + | **ЭСБЕ/Термин, понятие |
+ | |||
Т (продолжение) | Т (продолжение) | ||
− | * ЭСБЕ/Тетенс | + | **ЭСБЕ/Тетенс |
− | * ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный | + | **ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный |
− | * ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф | + | **ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф |
− | * ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич | + | **ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич |
+ | |||
У | У | ||
− | * ЭСБЕ/Ульрици | + | **ЭСБЕ/Ульрици |
− | * ЭСБЕ/Уэвель | + | **ЭСБЕ/Уэвель |
− | * ЭСБЕ/Уэтли | + | **ЭСБЕ/Уэтли |
+ | |||
Ф | Ф | ||
− | * ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг | + | **ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг |
− | * ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб | + | **ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб |
− | * ЭСБЕ/Фишер, Куно | + | **ЭСБЕ/Фишер, Куно |
− | * ЭСБЕ/Флюгель, Отто | + | **ЭСБЕ/Флюгель, Отто |
− | * ЭСБЕ/Фолькельт | + | **ЭСБЕ/Фолькельт |
+ | |||
Ф (продолжение) | Ф (продолжение) | ||
− | * ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар | + | **ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар |
− | * ЭСБЕ/Фортлаге | + | **ЭСБЕ/Фортлаге |
− | * ЭСБЕ/Фрауенштэдт | + | **ЭСБЕ/Фрауенштэдт |
− | * ЭСБЕ/Фуллье | + | **ЭСБЕ/Фуллье |
+ | |||
Ч | Ч | ||
− | * ЭСБЕ/Чувствование | + | **ЭСБЕ/Чувствование |
+ | |||
Ш | Ш | ||
− | * ЭСБЕ/Шнейдер, Георг | + | **ЭСБЕ/Шнейдер, Георг |
− | * ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур | + | **ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур |
− | * ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович | + | **ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович |
− | * ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн | + | **ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | Э | |
− | + | **ЭСБЕ/Эгоизм | |
− | + | **ЭСБЕ/Эмпиризм | |
− | + | **ЭСБЕ/Эмпириокритицизм | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | *После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.) | |
− | # Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // | + | *#Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага, 1923. |
− | # Лапшин И.И. | + | *#Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17; |
− | # | + | *#Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10. |
− | # Лапшин И.И. | + | *#Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. – Прага, 1928. |
− | # Лапшин И.И. | + | *#Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3. |
− | # Лапшин И.И. | + | *#Лапшин И.И. Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929. |
− | # | + | *#Лапшин И.И. Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931. |
+ | *#Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931. | ||
+ | *#Лапшин И.И. О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Феноменология. – Прага, 1937. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941. | ||
+ | *#Лапшин И.И. О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945. | ||
+ | *#Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]). | ||
− | + | *Современные переиздания трудов И.И. Лапшина | |
+ | *#Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века). | ||
+ | *#Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007. | ||
+ | *#Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007. | ||
+ | *#Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006. | ||
== Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии == | == Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии == |
Версия 20:13, 30 января 2017
Содержание
Авторы справочной статьи
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.
Персоналия
Лапшин Иван Иванович (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог.
Биография
Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию.
В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса.
После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие. И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896).
По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях.
Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина. С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета. Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом журнала «Вопросы философии и психологии».
В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга. Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах».
Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего.
По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др.. Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы.
Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931).
1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу. В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем, по приглашению чешского правительства, переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства.
Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого). Умер он в Праге 17 ноября 1952, в почтенном возрасте 82 лет.
Библиография работ
- До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.)
- Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896.
- Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. // ЖМНП. 1902. № 8.
- Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900.
- Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905.
- Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906.
- Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь).
- Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. - СПб., 1909.
- Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910.
- Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910.
- Лапшин И.И. О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262.
- Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1.
- Лапшин И.И. Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917.
- Лапшин И.И. Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922.
- Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А.
- Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон.
Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36):
А
- ЭСБЕ/Авенариус
С
- ЭСБЕ/Софизм
- ЭСБЕ/Спенсер, Герберт
- ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт
- ЭСБЕ/Схематизм
Т
- ЭСБЕ/Таурелл, Николай
- ЭСБЕ/Тезис, в философии
- ЭСБЕ/Телезий, Бернардино
- ЭСБЕ/Телепатия
- ЭСБЕ/Темперамент
- ЭСБЕ/Теософия
- ЭСБЕ/Термин, понятие
Т (продолжение)
- ЭСБЕ/Тетенс
- ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный
- ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф
- ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич
У
- ЭСБЕ/Ульрици
- ЭСБЕ/Уэвель
- ЭСБЕ/Уэтли
Ф
- ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг
- ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб
- ЭСБЕ/Фишер, Куно
- ЭСБЕ/Флюгель, Отто
- ЭСБЕ/Фолькельт
Ф (продолжение)
- ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар
- ЭСБЕ/Фортлаге
- ЭСБЕ/Фрауенштэдт
- ЭСБЕ/Фуллье
Ч
- ЭСБЕ/Чувствование
Ш
- ЭСБЕ/Шнейдер, Георг
- ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур
- ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович
- ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн
Э
- ЭСБЕ/Эгоизм
- ЭСБЕ/Эмпиризм
- ЭСБЕ/Эмпириокритицизм
- После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.)
- Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага, 1923.
- Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
- Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10.
- Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. – Прага, 1928.
- Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3.
- Лапшин И.И. Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929.
- Лапшин И.И. Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931.
- Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931.
- Лапшин И.И. О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931.
- Лапшин И.И. Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2.
- Лапшин И.И. Феноменология. – Прага, 1937.
- Лапшин И.И. Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941.
- Лапшин И.И. О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944.
- Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945.
- Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]).
- Современные переиздания трудов И.И. Лапшина
- Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века).
- Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116.
- Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124.
- Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
- Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
- Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Лапшин Иван Иванович