Лапшин Иван Иванович
Содержание
Авторы справочной статьи
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 27-31.
Тихонова Э.В. Лапшин Иван Иванович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2015. № 1. С. 38-48.
Персоналия

Лапшин Иван Иванович (11 (23) октября 1870 г. – 17 ноября 1951 г.) - русский философ и психолог.
Биография
Иван Иванович Лапшин родился 11 (23) октября 1870 года в Петербурге, в семье известного востоковеда Ивана Осиповича Лапшина и англичанки по происхождению Сусанны Дионисовны Друэн. Мать Лапшина была учительницей музыки и пения, именно она привила своему единственному ребенку глубокий интерес к музыке и искусству, знатоком и тонким ценителем которых он слыл на протяжении всей своей жизни. В доме у Лапшиных часто бывали выдающиеся ученые того времени – химик А.М. Бутлеров, философы П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев, А.А. Козлов. Вероятно, интеллектуальная атмосфера, в которой рос и воспитывался мальчик, пробудила в нём интерес к гуманитарному знанию.
В 1882-1889 годах Иван Лапшин учился в 8-й гимназии (9-я линия Васильевского острова, д.8). Это была одна из лучших гимназий города – и по составу преподавателей, и по организации учебного процесса.
После окончания гимназии, он поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. И.И. Лапшину необычайно повезло: в период его обучения в университете с 1889 по 1893 г.г. многие преподаватели факультета находились в расцвете своей научной и педагогической деятельности. Но, всё же, решающая роль в профессиональном становлении И.И. Лапшина принадлежит его учителю и наставнику, известному кантианцу профессору А.И. Введенскому. На его лекциях выросла целая плеяда выдающихся отечественных ученых, среди которых Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов, Б.В. Яковенко, П.Б. Струве, М.М. Бахтин и многие другие. И.И. Лапшин оказался наиболее близок по взглядам своему учителю: под влиянием Введенского он стал приверженцем кантовского критицизма. После окончания университета способный студент был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. Вскоре И.И. Лапшина направили в Англию на стажировку, где он специализировался при Британском музее по кантианству и английской философии. В Англии Лапшин серьезно заинтересовался психологией и в 1896 г. опубликовал в своем переводе книгу У. Джемса «Основы психологии» со вступительной статьей «Философское значение психологических воззрений У. Джемса» (СПб., 1896).
По возвращении в университет в 1897 году И.И. Лапшин был переведен в должность приват-доцента и приступил к активной преподавательской деятельности. Он читал лекции по истории философии, истории педагогики, теории познания и психологии. Лапшин преподавал и в других учебных заведениях Петербурга: вел занятия по логике в Александровском лицее, психологию на Высших женских Бестужевских курсах (сейчас в этом здании - Факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета), читал лекции в Коммерческом институте, на военно-педагогических курсах, в гимназиях.
Активной была и общественная деятельность И.И. Лапшина. С момента создания в 1897 г. Философского общества при Петербургском (позже – Петроградском) университете, инициатором которого был А.И. Введенский, И.И. Лапшин принимал активное участие в его деятельности в качестве секретаря и члена Совета. Эти обязанности он исполнял до 1917 года. Кроме того, И.И. Лапшин, как и многие его петербургские коллеги, состоял действительным членом Психологического общества при Московском университете и был в числе авторов издаваемого обществом журнала «Вопросы философии и психологии».
В начале 1900-х годов благодаря своей активной деятельности И.И. Лапшин становится заметной фигурой в философской жизни Петербурга. Этот период его биографии связан с работой над магистерской диссертацией «Законы мышления и формы познания», которая длилась почти 10 лет. Защита состоялась весной 1907 года. По рекомендации оппонентов (кроме А.И. Введенского в этом качестве выступал еще Н.О. Лосский) и при единодушном голосовании членов Совета, «ввиду особо выдающихся достоинств этого труда», Лапшину была присуждена, минуя магистерскую, степень доктора философии, что, по замечанию Лосского, «случается весьма редко в наших университетах».
Именно И.И. Лапшина хотел видеть А.И. Введенский своим преемником в должности заведующего кафедрой философии. В 1913 году, получив профессорское звание, Лапшин сменил на этом посту своего учителя, с одобрения и согласия последнего.
По единодушному признанию современников И.И. Лапшина, как ученый он обладал огромной эрудицией и широтой интересов. Его перу принадлежат не только фундаментальные труды по логике, психологии, истории философии, но и ценные работы по эстетике, по психологии творчества, статьи, где дается философско-психологический анализ творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Римского-Корсакова, Б. Сметаны и др.. Научный стиль И.И. Лапшина отличает огромное количество цитат из самых разнообразных источников – от античных фолиантов до самых современных научных «новинок». В качестве примеров и иллюстраций к своим мыслям философ широко использовал также отрывки из русской и зарубежной литературы.
Основной научный интерес и предмет исследований И.И. Лапшина составляла проблема творческой деятельности человека, как в сфере искусства, так и в области науки, техники и самой философии. Это нашло выражение в таких его работах как «О перевоплощаемости в художественном творчестве» (Пб., 1913), «Художественное творчество» (Пг., 1922), «Философия изобретения и изобретение в философии» (Пг., 1922), «Бессознательное в научном творчестве» (Прага, 1929), «О значении моделей в научном творчестве» (Прага, 1931), «О схематизме творческого воображения в науке» (Белград, 1931).
1922 год оказался переломным в судьбе многих российских ученых-гуманитариев, в том числе, и в судьбе И.И. Лапшина: осенью он был выслан за границу. В эмиграции И.И. Лапшин сначала поселился в Берлине, а затем, по приглашению чешского правительства, переехал и обосновался в Праге, где продолжал свою преподавательскую и научную деятельность. Основная проблематика его научных исследований пражского периода была связана преимущественно с психологией творчества и историей и эстетикой русского искусства.
Зимой 1951-1952 годов И.И. Лапшин тяжело заболел (тромбоз сердца и легкого). Умер он в Праге 17 ноября 1952, в почтенном возрасте 82 лет.
Библиография работ
- До эмиграции (петербургский период – до 1922 г.)
- Лапшин И.И. Философское значение психологических воззрений У. Джемса // Вступительная статья к книге У. Джемса «Основы психологии» (пер. с англ. И.И. Лапшина) – Пб., 1896.
- Лапшин И.И. Судьба критической философии в Англии до 1830 г. // ЖМНП. 1902. № 8.
- Лапшин И.И. О трусости в мышлении (Этюд по психологии метафизического мышления) // Вопросы философии и психологии, Книга 5, - М., 1900.
- Лапшин И.И. О мистическом познании и «вселенском чувстве». – СПб., 1905.
- Лапшин И.И. Законы мышления и формы познания. – СПб., тип. В. Безобразова и Кº, 1906.
- Лапшин И.И. Эд. Фон Гартман // журнал «Русская мысль, 1907 (апрель, май, июнь).
- Лапшин И.И. История педагогических теорий. Лекции, читанные в 1899—1900 г.г. - СПб., 1909.
- Лапшин И.И. Проблема чужого «Я» в новейшей философии. – Пб., Сенатск. тип., 1910.
- Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков. Философские мотивы в его творчестве // журнал «Русская мысль», 1910.
- Лапшин И.И. О перевоплощаемости в художественном творчестве // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков, V вып., 1914. – С. 161-262.
- Лапшин И.И. «Что есть истина?» (машинописная копия) // Кабинет рукописей РИИИ, ф. 57, оп.1, ед. хр. 10, л.1.
- Лапшин И.И. Гносеологические исследования. Вып. 1. Логика отношений и силлогизм. – 1917.
- Лапшин И.И. Римский-Корсаков. Два очерка. – Пб.: Государственная акадеическая филармония, 1922.
- Лапшин И.И. Художественное творчество. – Пг.: Центральное кооперативное изд-во «Мысль», 1922.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А.
- Брокгауз-И.А. Ефрон. (И.И. Лапшин является автором 36 статей)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907), в 86 томах (82 основных и 4 дополнительных тома). – Пб.: Акц. общ-во Ф.А. Брокгауз-И.А. Ефрон.
Перечень статей, написанных И.И. Лапшиным (всего – 36):
А
- ЭСБЕ/Авенариус
С
- ЭСБЕ/Софизм
- ЭСБЕ/Спенсер, Герберт
- ЭСБЕ/Стюарт, Дэгальт
- ЭСБЕ/Схематизм
Т
- ЭСБЕ/Таурелл, Николай
- ЭСБЕ/Тезис, в философии
- ЭСБЕ/Телезий, Бернардино
- ЭСБЕ/Телепатия
- ЭСБЕ/Темперамент
- ЭСБЕ/Теософия
- ЭСБЕ/Термин, понятие
Т (продолжение)
- ЭСБЕ/Тетенс
- ЭСБЕ/Трансцендентальный и трансцендентный
- ЭСБЕ/Тренделенбург, Адольф
- ЭСБЕ/Трубецкой, Сергей Николаевич
У
- ЭСБЕ/Ульрици
- ЭСБЕ/Уэвель
- ЭСБЕ/Уэтли
Ф
- ЭСБЕ/Фейербах, Людвиг
- ЭСБЕ/Фихте, Иоганн Готтлиб
- ЭСБЕ/Фишер, Куно
- ЭСБЕ/Флюгель, Отто
- ЭСБЕ/Фолькельт
Ф (продолжение)
- ЭСБЕ/Фолькманн-фон-Фолькмар
- ЭСБЕ/Фортлаге
- ЭСБЕ/Фрауенштэдт
- ЭСБЕ/Фуллье
Ч
- ЭСБЕ/Чувствование
Ш
- ЭСБЕ/Шнейдер, Георг
- ЭСБЕ/Шопенгауэр, Артур
- ЭСБЕ/Шпир, Африкан Александрович
- ЭСБЕ/Шуберт-Зольдерн
Э
- ЭСБЕ/Эгоизм
- ЭСБЕ/Эмпиризм
- ЭСБЕ/Эмпириокритицизм
- После эмиграции (пражский период – с 1923 по 1947 г.г.)
- Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // В Сб.: Труды русских ученых за границей. Вып.1. Прага, 1923.
- Лапшин И.И. Умирание искусства // Воля России. Прага, 1924. №16-17;
- Лапшин И.И. О двух «планах» реальности – житейском и художественном // Воля России. Прага. 1926. №10.
- Лапшин И.И. Заветные думы Скрябина. – Прага, 1928.
- Лапшин И.И. Бессознательное в научном творчестве // Воля России. Прага. 1929. №1, 2, 3.
- Лапшин И.И. Творческая догадка историка // Сборник Русского института в Праге. T.I. Прага, 1929.
- Лапшин И.И. Эстетика Пушкина // Сборник Русского института в Праге. Т.II. 1931.
- Лапшин И.И. О значении моделей в научном творчестве // Научные труды Русского народного университета в Праге. Т.IV. Прага, 1931.
- Лапшин И.И. О схематизме творческого воображения в науке // Записки русского научного института в Белграде. Вып.V. Белград, 1931.
- Лапшин И.И. Метафизика Достоевского // Воля России. Прага. 1931. № 1-2.
- Лапшин И.И. Феноменология. – Прага, 1937.
- Лапшин И.И. Спор о свободе воли в современной философии. – Прага, 1941.
- Лапшин И.И. О своеобразии русского искусства. – Прага, 1944.
- Лапшин И.И. Н.А. Римский-Корсаков и его значение в истории русской музыки. – Прага, 1945.
- Ivan Lapsin. Ruska hudba. Profily skladately. Praha, 1947. (Лапшин И.И. Русская музыка. Портреты композиторов. [На русском языке не издавалась]).
- Современные переиздания трудов И.И. Лапшина
- Лапшин И.И. Опровержение солипсизма // Философские науки, № 3, 1992, с.21-24.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. – 399 с. – (Мыслители ХХ века).
- Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда, 1999, № 12, с. 116.
- Лапшин И.И. Ars moriendi // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 124.
- Лапшин И.И. Как сложилась Легенда о Великом инквизиторе // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
- Лапшин И.И. Образование типа Крафта в «Подростке» // Вокруг Достоевского: В 2 т. Т. 1: О Достоевском: Сборники статей под ред. А.Л. Бема / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Магидовой. – Русский путь, 2007.
- Неизданный Иван Лапшин / сост. Л.Г. Барсова. – СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.
Лапшин И.И. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Лапшин Иван Иванович
Литература
- Бабаева Л. Я. Проблемы художественного творчества в эстетике И. И. Лапшина: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1995.
- Барсова Л.Г. Жизненный путь И.И. Лапшина. // Неизданный Иван Лапшин. СПб., 2006.
- Барсова Л.Г. Иван Иванович Лапшин: жизнь и труды. // Звезда. 1997. № 10. С. 183-197.
- Большакова В.В. И.И. Лапшин о психологии скептицизма в истории психологии // Материал опубликован в книге "История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г." / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 374-378.
- Большакова В.В. И.И. Лапшин о психологических основах творческой деятельности личности // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 2. С. 60-68.
- Гуревич Л.Я. Воспоминания // О Станиславском. Сборник воспоминаний. М.: ВТО, 1948.
- Дулаева Л. А. Проблема «изобретения в философии» в концепции И. И. Лапшина: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2005.
- Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2009. 235 с. С.182-183.
- Лапшин И. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1906. Т. II [дополнительный].
- Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т.т., Том II. (1-е изд.: Париж: YMCA-PRESS, 1950) – Ленинград: ЭГО, - 1991, 255 с., С.236-243.
- Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. СПб., 1994. С. 339.
- Лосский Н.О. История русской философии (1-е изд.: Нью-Йорк, 1951) – М.: Высшая школа, 1991. 559 с. С. 216-221.
- Лукьянов С.М. <Из воспоминаний И.И. Лапшина о Вл. Соловьеве> (текст воспоминаний составлен С.М. Лукьяновым на основе записей его с И.И. Лапшиным собеседований, состоявшихся в конце 1917 г., а также раньше и позже) / Печатается по: Лукьянов С.М. Вл. Соловьев и его молодые годы: материалы к биографии. М., 1990. // Вл. С. Соловьев: pro et contra / Сост., вступ. ст. и примеч. В.Ф. Бойкова. СПб.: РХГИ, 2000. С. 143-146.
- Мелих Ю.Б. Поиск трансцендентальных оснований индивидуального и общего в творчестве (философия И.И. Лапшина) // История философии. №19 (2014). М.: ИФ РАН, 2014. С. 246-254.
- Неокантианство в России: Александр Иванович Введенский, Иван Иванович Лапшин / под ред. В. Н. Брюшинкина, В.С.Поповой.— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 359 с.: ил. (Философия России первой половины ХХ века).
- Письма И.И. Лапшина к Н.И. Забеле-Врубель / Публикация, вступ. заметка и примечания Л.Г. Барсовой // Звезда. 1999. № 12. С. 116.
- Пустарнаков В.Ф. И.И. Лапшин как философ, исследователь научного и художественного творчества // Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М.: Республика, 1999. 399 с. С. 340-355.
- Путина Е.М. Феноменология нравственного сознания И.И. Лапшина // Вече. Журнал русской философии и культуры. Выпуск 22 (2011). – СПб.:СПбГУ, 2011. С.24-42.
- Список важнейших книжных коллекций, хранящихся в Научной библиотеке Санкт-Петербургского университета // www.lib.pu.ru./rus/ork/chbibl.html
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Том 2. М.: Искусство, 1954.
- Столович Л.Н. И.И. Лапшин и К.С. Станиславский // Вопросы философии. 1999. № 10, с.165-170.
- Тихонова Э.В. Иван Иванович Лапшин: ученый, эрудит, эстет (к 145-летию со дня рождения) // Журнал «Русское слово» (Прага). 2015. 9 (111). Часть I. С.16-23; 2015. 10 (112). Часть II. С.16-23. URL: www.ruslo.cz
- Тихонова Э.В. Русский интеллигент и истинный джентльмен Иван Иванович Лапшин (к 140-летию со дня рождения) // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 154-171.
- Чернышева А.В. Проблема солипсизма и творчества в философии И.И. Лапшина // Вестник Московского государственного социально-гуманитарного института. №1 (5) 2011. М.: МГСГИ, 2011. C. 77-85
- Чуманов Л.С. Гносеология и логика в философской системе Ивана Ивановича Лапшина: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2000.