Леонтьев Алексей Алексеевич — различия между версиями
(Новая страница: «== Персоналия == ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903 1979) — российский психолог, философ и педа…») |
(→Биография) |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Сорбонны. | Сорбонны. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | + | Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою про | |
− | + | ||
фессиональную деятельность в Москов | фессиональную деятельность в Москов | ||
ском ин-те психологии и др. московских | ском ин-те психологии и др. московских | ||
Строка 41: | Строка 40: | ||
логии МГУ и зав. кафедрой общей психо | логии МГУ и зав. кафедрой общей психо | ||
логии. | логии. | ||
+ | |||
== Научный вклад == | == Научный вклад == | ||
Лейтмотивом научного творчества | Лейтмотивом научного творчества |
Версия 08:00, 20 мая 2016
Персоналия
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903 1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инже нерной и когнитивной психологии, про блем методологии и философии психоло гии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломо носовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны.
Биография
Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою про фессиональную деятельность в Москов ском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневро- логической академии (до 1932 г. — Укра инский психоневрологический институт) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те психологии и одновременно в Л ГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис: «Генезис чувствительности и основ ные этапы развития психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуацион ного госпиталя на Урале. С 1943 г. — зав. лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психо логии МГУ и зав. кафедрой общей психо логии.
Научный вклад
Лейтмотивом научного творчества
Л. на протяжении всей его жизни была раз работка философско-методологических оснований психологической науки. Про фессиональное становление Л. как учено го произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л.С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психоло гию своими методологическими, теорети- 269 ЛЫШ'ГЫШ ческими и экспериментальными работа ми, заложившими основы новой психо логии. Своими работами конца 20-х гг. Л. также внес вклад в разработку созданно го Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики. Однако уже в начале 1930-х гг. Л., не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Вы готским о путях ее дальнейшего развития. Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то Л. более важ ным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизне деятельности. В работах Л. 30-х гг., опуб ликованных лишь посмертно, он стремил ся утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и по нять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докт. дис. была посвящена эволюции психического в жи вотном мире — от элементарной раздра жимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции «внешнее — внутреннее» Л. противопостав ляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориаль ную пару «процесс-образ». Л. разрабатыва ет категорию деятельности как действитель ного (в гегелевском смысле) отношения че ловека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуаль ным, а опосредованно отношениями с дру гими людьми и социокультурно выработан ными формами практики. Сама структура деятельности по своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в дея тельности и посредством деятельности, по служила основой многочисленных экспе риментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Л. и его сотруд никами в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новатор ских психолого-педагогических концеп ций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получи ли широкое распространение в педагоги ческой практике. К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разра ботка хорошо известных представлений Л. о структуре и единицах анализа дея тельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельнос ти различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт де ятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по кри терию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотно сящихся с условиями осуществления де ятельности. Для анализа сознания прин ципиально важной оказалась введенная Л. дихотомия «значение — личностный смысл», первый полюс которой характе ризует «безличное», всеобщее, социо культурно усвоенное содержание созна ния, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную непов торимым индивидуальным опытом и структурой мотивации. Во второй поло вине 1950-60-х гг. Л. формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой кон цептуальной основе принцип историчес кого развития психических функций. Практическая и «внутренняя» психичес кая деятельность не только едины, но мо гут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельнос ти, которая может переходить из внеш ней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компо ненты. В 1959 г. вышла первым издани ем книга Л. «Проблемы развития психи ки», обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленин ской премии. В 1960-70-х гг. Л. продол жает разрабатывать «деятельностный подход» или «общепсихологическую тео рию деятельности». Аппарат деятельнос- тной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рас смотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, по- 270 зволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Л. была выд винута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, глася щая, что для построения чувственных об разов необходима встречная активность органов восприятия. В конце 1960-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рас сматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием. В 1975 г. вы ходит книга Л. «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает фило- софско-методологические основания пси хологии, стремится «психологически ос мыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функ ционировании и строении психического отражения реальности, которое опосред ствует жизнь индивидов». Категория дея тельности вводится Л. в этой книге как путь преодоления «постулата непосредственно сти» воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который на шел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле «стимул — реак ция». Деятельность выступает как «моляр^ ная, не аддитивная единица жизни телесно го, материального субъекта». Ключевым признаком деятельности выступает ее пред метность, в понимании которой Л. опира ется на идеи Гегеля и раннего Маркса. Со знание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных со ставляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее инди видуальное сознание с общественным опы том или социальной памятью, и личност ный смысл, связывающий сознание с ре альной жизнью субъекта. Основанием для анализа личности также выступает деятель ность, вернее система деятельностей, осу ществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Л. вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие об раза мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой кар тины действительности и образов отдель ных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не ус пело получить какого-либо завершения. Л. создал обширную научную школу в психо логии, его работы оказали заметное влия ние на философов, педагогов, культуроло гов и представителей других гуманитарных наук. В 1986 г. было создано Международ ное общество исследований по теории дея тельности. Л.
Библиография работ
Автор книг: «Развитие памяти», М., 1931; «Восстановление движе ния», всоавт., М., 1945; «Избранные психо логические произведения», в 2-х тт., М., 1983; «Философия психологии», М., 1994.
Ссылки
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271