Персоналия
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем методологии и философии психологии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР
(1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны.
Биография
Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою профессиональную деятельность в Московском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневрологической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)(1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те
психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис: «Генезис чувствительности и основные этапы развития психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуационного госпиталя на Урале. С 1943 г. — зав.лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психологии МГУ и зав. кафедрой общей психологии.
Научный вклад
Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была разработка философско-методологических оснований психологической науки. Профессиональное становление Л. как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его
прямого учителя Л.С. Выготского, который
буквально взорвал традиционную психоло
гию своими методологическими, теорети-
269
ЛЫШ'ГЫШ
ческими и экспериментальными работа
ми, заложившими основы новой психо
логии. Своими работами конца 20-х гг. Л.
также внес вклад в разработку созданно
го Выготским культурно-исторического
подхода к становлению человеческой
психики. Однако уже в начале 1930-х гг.
Л., не порывая с культурно-исторической
парадигмой, начинает дискутировать с Вы
готским о путях ее дальнейшего развития.
Если для Выготского основным предметом
изучения было сознание, то Л. более важ
ным представлялся анализ формирующей
сознание человеческой практики, жизне
деятельности. В работах Л. 30-х гг., опуб
ликованных лишь посмертно, он стремил
ся утвердить идею о приоритетной роли
практики в формировании психики и по
нять закономерности этого формирования
в фило- и онтогенезе. Его докт. дис. была
посвящена эволюции психического в жи
вотном мире — от элементарной раздра
жимости у простейших до человеческого
сознания. Господствовавшей в старой
психологии картезианской оппозиции
«внешнее — внутреннее» Л. противопостав
ляет тезис о единстве строения внешних и
внутренних процессов, вводя категориаль
ную пару «процесс-образ». Л. разрабатыва
ет категорию деятельности как действитель
ного (в гегелевском смысле) отношения че
ловека к миру, которая и выступает как
основа этого единства. Это отношение не
является в строгом смысле индивидуаль
ным, а опосредованно отношениями с дру
гими людьми и социокультурно выработан
ными формами практики. Сама структура
деятельности по своей природе социогенна.
Идея о том, что формирование психических
процессов и функций происходит в дея
тельности и посредством деятельности, по
служила основой многочисленных экспе
риментальных исследований развития и
формирования психических функций в
онтогенезе, выполненных Л. и его сотруд
никами в 1930-60-е гг. Эти исследования
заложили основу для целого ряда новатор
ских психолого-педагогических концеп
ций развивающего обучения и воспитания,
которые в последнее десятилетие получи
ли широкое распространение в педагоги
ческой практике. К периоду конца 30-х —
началу 40-х годов относится также разра
ботка хорошо известных представлений
Л. о структуре и единицах анализа дея
тельности и сознания. Согласно этим
представлениям, в структуре деятельнос
ти различаются три психологических
уровня: собственно деятельности (акт де
ятельности), выделяемой по критерию ее
мотива, действий, вычленяемых по кри
терию направленности на достижение
осознанных целей, и операций, соотно
сящихся с условиями осуществления де
ятельности. Для анализа сознания прин
ципиально важной оказалась введенная
Л. дихотомия «значение — личностный
смысл», первый полюс которой характе
ризует «безличное», всеобщее, социо
культурно усвоенное содержание созна
ния, а второй — его пристрастность,
субъективность, обусловленную непов
торимым индивидуальным опытом и
структурой мотивации. Во второй поло
вине 1950-60-х гг. Л. формулирует тезис
о системном строении психики и вслед за
Выготским разрабатывает на новой кон
цептуальной основе принцип историчес
кого развития психических функций.
Практическая и «внутренняя» психичес
кая деятельность не только едины, но мо
гут переходить из одной формы в другую.
По сути, речь идет о единой деятельнос
ти, которая может переходить из внеш
ней, развернутой формы во внутреннюю,
свернутую (интериоризация) и наоборот
(экстериоризация), может одновременно
включать в себя собственно психические
и внешние (экстрацеребральные) компо
ненты. В 1959 г. вышла первым издани
ем книга Л. «Проблемы развития психи
ки», обобщавшая его работы 1930-50-х
гг., за которую он был удостоен Ленин
ской премии. В 1960-70-х гг. Л. продол
жает разрабатывать «деятельностный
подход» или «общепсихологическую тео
рию деятельности». Аппарат деятельнос-
тной теории он применяет для анализа
восприятия, мышления, психического
отражения в широком смысле слова. Рас
смотрение их как активных процессов,
имеющих деятельностную природу, по-
270
зволило продвинуться на новый уровень
их понимания. В частности, Л. была выд
винута и подкреплена эмпирическими
данными гипотеза уподобления, глася
щая, что для построения чувственных об
разов необходима встречная активность
органов восприятия. В конце 1960-х гг. Л.
обращается к проблеме личности, рас
сматривая ее в рамках единой системы с
деятельностью и сознанием. В 1975 г. вы
ходит книга Л. «Деятельность. Сознание.
Личность», в которой он, подводя итоги
своим работам 60-70-х гг., излагает фило-
софско-методологические основания пси
хологии, стремится «психологически ос
мыслить категории, наиболее важные для
построения целостной системы психологии
как конкретной науки о порождении, функ
ционировании и строении психического
отражения реальности, которое опосред
ствует жизнь индивидов». Категория дея
тельности вводится Л. в этой книге как путь
преодоления «постулата непосредственно
сти» воздействия внешних раздражителей
на индивидуальную психику, который на
шел наиболее завершенное выражение в
бихевиористской формуле «стимул — реак
ция». Деятельность выступает как «моляр^
ная, не аддитивная единица жизни телесно
го, материального субъекта». Ключевым
признаком деятельности выступает ее пред
метность, в понимании которой Л. опира
ется на идеи Гегеля и раннего Маркса. Со
знание есть то, что опосредует и регулирует
деятельность субъекта. Оно многомерно. В
его структуре выделяются три основных со
ставляющих: чувственная ткань, служащая
материалом для построения субъективного
образа мира, значение, связывающее инди
видуальное сознание с общественным опы
том или социальной памятью, и личност
ный смысл, связывающий сознание с ре
альной жизнью субъекта. Основанием для
анализа личности также выступает деятель
ность, вернее система деятельностей, осу
ществляющих разнообразные отношения
субъекта с миром. Их иерархия, а точнее
иерархия мотивов или смыслов, и задает
структуру личности человека. В 1970-е гг. Л.
вновь обращается к проблемам восприятия
и психического отражения, но по-иному.
Ключевым для него становится понятие об
раза мира, за которым стоит прежде всего
идея непрерывности воспринимаемой кар
тины действительности и образов отдель
ных объектов. Невозможно воспринять
отдельный объект, не воспринимая его в
целостном контексте образа мира. Этот
контекст задает перцептивные гипотезы,
направляющие процесс восприятия и
опознания. Это направление работ не ус
пело получить какого-либо завершения. Л.
создал обширную научную школу в психо
логии, его работы оказали заметное влия
ние на философов, педагогов, культуроло
гов и представителей других гуманитарных
наук. В 1986 г. было создано Международ
ное общество исследований по теории дея
тельности. Л.
Библиография работ
Автор книг: «Развитие
памяти», М., 1931; «Восстановление движе
ния», всоавт., М., 1945; «Избранные психо
логические произведения», в 2-х тт., М.,
1983; «Философия психологии», М., 1994.
Леонтьев А.А. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
{"markers":[{"pos":[{"lat":55.7039349,"lon":37.5264808}]},{"pos":[{"lat":55.7039349,"lon":37.5264808}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%9C%D0%93%D0%A3_%D0%B8%D0%BC._%D0%9C.%D0%92._%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u041c\u0413\u0423 \u0438\u043c. \u041c.\u0412. \u041b\u043e\u043c\u043e\u043d\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430 (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u041c\u0413\u0423 \u0438\u043c. \u041c.\u0412. \u041b\u043e\u043c\u043e\u043d\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0443\u0447\u0435\u0431\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E, \u003Cbr /\u003E\u003Cbr /\u003E \u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.8193857,"lon":37.6448963}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%A0%D0%90%D0%9D\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0420\u0410\u041d (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0420\u0410\u041d\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":49.9862773,"lon":36.2831241}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8,_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%9D%D0%90%D0%9C%D0%9D_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u0412\u0441\u0435\u0443\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0430\u0442\u0440\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u041d\u0410\u041c\u041d \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u044b) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u0412\u0441\u0435\u0443\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0418\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 \u043d\u0435\u0432\u0440\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0430\u0442\u0440\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430\u0440\u043a\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u041d\u0410\u041c\u041d \u0423\u043a\u0440\u0430\u0438\u043d\u044b)\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.004981,"lon":36.2404633}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0421\u043a\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0434\u044b) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0421\u043a\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0434\u044b)\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.004981,"lon":36.2404633}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php?title=%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82_(%D1%81%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B0%D1%81_-_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B)\u0026amp;action=edit\u0026amp;redlink=1\" class=\"new\" title=\"\u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0421\u043a\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0434\u044b) (\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442)\"\u003E\u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442 (\u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 - \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0434\u0430\u0433\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0438 \u0421\u043a\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0434\u044b)\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E","text":"\u003Cp\u003E\u041c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u044b \u003Cstrong class=\"selflink\"\u003E\u0410.\u0410. \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u003C/strong\u003E\n\u003C/p\u003E"}],"bounds":{"ne":{"lat":55.8193857,"lon":37.6448963},"sw":{"lat":49.9862773,"lon":36.2404633}}}
Леонтьев Алексей Алексеевич
Ссылки
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271