Леонтьев Алексей Алексеевич — различия между версиями
(→Научный вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Персоналия == | == Персоналия == | ||
− | ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903 | + | ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем методологии и философии психологии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР |
− | 1979) — российский психолог, философ и | + | (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны. |
− | педагог. Специалист в области общей и | + | |
− | экспериментальной психологии, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР | + | |
− | (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был | + | |
− | ак.-секретарем и вице-президентом АПН | + | |
− | РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского | + | |
− | (1953), Ленинской премии (1963), | + | |
− | + | ||
− | д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе | + | |
− | Сорбонны. | + | |
== Биография == | == Биография == | ||
− | Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою | + | Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою профессиональную деятельность в Московском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневрологической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)(1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те |
− | + | психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис: «Генезис чувствительности и основные этапы развития психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуационного госпиталя на Урале. С 1943 г. — зав.лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психологии МГУ и зав. кафедрой общей психологии. | |
− | + | ||
− | научных учреждениях (1924—1930).В | + | |
− | 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал | + | |
− | сектором Всеукраинской | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | и кафедрой Харьковского педагогического | + | |
− | ин-та (1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в | + | |
− | Москву, работал в Московском ин-те | + | |
− | психологии и одновременно в | + | |
− | Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. | + | |
− | дис: «Генезис чувствительности и | + | |
− | + | ||
− | получил звание профессора. В 1942—43 гг. | + | |
− | Л. — научный руководитель | + | |
− | + | ||
− | лабораторией, затем отделом детской | + | |
− | психологии Института психологии, а с | + | |
− | 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. | + | |
− | С 1966 по 1979 г. — декан фак-та | + | |
− | + | ||
− | + | ||
== Научный вклад == | == Научный вклад == | ||
− | Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была | + | Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была разработка философско-методологических оснований психологической науки. Профессиональное становление Л. как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его |
− | + | ||
− | оснований психологической науки. | + | |
− | + | ||
− | + | ||
прямого учителя Л.С. Выготского, который | прямого учителя Л.С. Выготского, который | ||
буквально взорвал традиционную психоло | буквально взорвал традиционную психоло | ||
Строка 231: | Строка 193: | ||
логические произведения», в 2-х тт., М., | логические произведения», в 2-х тт., М., | ||
1983; «Философия психологии», М., 1994. | 1983; «Философия психологии», М., 1994. | ||
+ | |||
+ | == Леонтьев А.А. на Карте истории российской психологии == | ||
+ | {{#MultiMaps: 55.7039349,37.5264808 | ||
+ | | markers = 55.7039349,37.5264808 ~ [[МГУ им. М.В. Ломоносова]] ~Место учебы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]], <br><br> Место работы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]] | ||
+ | | markers = 55.8193857,37.6448963 ~ [[Институт психологии РАН]] ~Место работы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]] | ||
+ | | markers = 49.9862773,36.2831241 ~ [[Всеукраинская психолоневрологическая академия (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины)]] ~Место работы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]] | ||
+ | | markers = 50.004981,36.2404633 ~ [[Харьковский педагогический институт (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)]] ~Место работы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]] | ||
+ | | markers = 50.004981,36.2404633 ~ [[Харьковский педагогический институт (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)]] ~Место работы [[Леонтьев Алексей Алексеевич|А.А. Алексеев]] | ||
+ | }} | ||
+ | [[Леонтьев Алексей Алексеевич]] | ||
+ | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271 | Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271 |
Текущая версия на 14:55, 27 июня 2016
Содержание
Персоналия
ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, проблем методологии и философии психологии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны.
Биография
Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою профессиональную деятельность в Московском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневрологической академии (до 1932 г. — Украинский психоневрологический институт) (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)(1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис: «Генезис чувствительности и основные этапы развития психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуационного госпиталя на Урале. С 1943 г. — зав.лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психологии МГУ и зав. кафедрой общей психологии.
Научный вклад
Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была разработка философско-методологических оснований психологической науки. Профессиональное становление Л. как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л.С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психоло гию своими методологическими, теорети- 269 ЛЫШ'ГЫШ ческими и экспериментальными работа ми, заложившими основы новой психо логии. Своими работами конца 20-х гг. Л. также внес вклад в разработку созданно го Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики. Однако уже в начале 1930-х гг. Л., не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Вы готским о путях ее дальнейшего развития. Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то Л. более важ ным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизне деятельности. В работах Л. 30-х гг., опуб ликованных лишь посмертно, он стремил ся утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и по нять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докт. дис. была посвящена эволюции психического в жи вотном мире — от элементарной раздра жимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции «внешнее — внутреннее» Л. противопостав ляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориаль ную пару «процесс-образ». Л. разрабатыва ет категорию деятельности как действитель ного (в гегелевском смысле) отношения че ловека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуаль ным, а опосредованно отношениями с дру гими людьми и социокультурно выработан ными формами практики. Сама структура деятельности по своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в дея тельности и посредством деятельности, по служила основой многочисленных экспе риментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Л. и его сотруд никами в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новатор ских психолого-педагогических концеп ций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получи ли широкое распространение в педагоги ческой практике. К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разра ботка хорошо известных представлений Л. о структуре и единицах анализа дея тельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельнос ти различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт де ятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по кри терию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотно сящихся с условиями осуществления де ятельности. Для анализа сознания прин ципиально важной оказалась введенная Л. дихотомия «значение — личностный смысл», первый полюс которой характе ризует «безличное», всеобщее, социо культурно усвоенное содержание созна ния, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную непов торимым индивидуальным опытом и структурой мотивации. Во второй поло вине 1950-60-х гг. Л. формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой кон цептуальной основе принцип историчес кого развития психических функций. Практическая и «внутренняя» психичес кая деятельность не только едины, но мо гут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельнос ти, которая может переходить из внеш ней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компо ненты. В 1959 г. вышла первым издани ем книга Л. «Проблемы развития психи ки», обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленин ской премии. В 1960-70-х гг. Л. продол жает разрабатывать «деятельностный подход» или «общепсихологическую тео рию деятельности». Аппарат деятельнос- тной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рас смотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, по- 270 зволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Л. была выд винута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, глася щая, что для построения чувственных об разов необходима встречная активность органов восприятия. В конце 1960-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рас сматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием. В 1975 г. вы ходит книга Л. «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает фило- софско-методологические основания пси хологии, стремится «психологически ос мыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функ ционировании и строении психического отражения реальности, которое опосред ствует жизнь индивидов». Категория дея тельности вводится Л. в этой книге как путь преодоления «постулата непосредственно сти» воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который на шел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле «стимул — реак ция». Деятельность выступает как «моляр^ ная, не аддитивная единица жизни телесно го, материального субъекта». Ключевым признаком деятельности выступает ее пред метность, в понимании которой Л. опира ется на идеи Гегеля и раннего Маркса. Со знание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных со ставляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее инди видуальное сознание с общественным опы том или социальной памятью, и личност ный смысл, связывающий сознание с ре альной жизнью субъекта. Основанием для анализа личности также выступает деятель ность, вернее система деятельностей, осу ществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Л. вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие об раза мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой кар тины действительности и образов отдель ных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не ус пело получить какого-либо завершения. Л. создал обширную научную школу в психо логии, его работы оказали заметное влия ние на философов, педагогов, культуроло гов и представителей других гуманитарных наук. В 1986 г. было создано Международ ное общество исследований по теории дея тельности. Л.
Библиография работ
Автор книг: «Развитие памяти», М., 1931; «Восстановление движе ния», всоавт., М., 1945; «Избранные психо логические произведения», в 2-х тт., М., 1983; «Философия психологии», М., 1994.
Леонтьев А.А. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Леонтьев Алексей Алексеевич
Ссылки
Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271