Леонтьев Алексей Алексеевич

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979) — российский психолог, философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, инженерной и когнитивной психологии, про­блем методологии и философии психоло­гии. Д-р психологических наук (1940), профессор (1941). Д. чл. АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), в 1950-е гг. был ак.-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. Лауреат медали К.Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломо­носовской премии I степени (1976), поч. д-р ряда зарубежных ун-тов, в том числе Сорбонны.

Биография

Окончил фак-т общественных наук МГУ (1924) и начал свою про­фессиональную деятельность в Москов­ском ин-те психологии и др. московских научных учреждениях (1924—1930).В 1930 г. переехал в Харьков, где заведовал сектором Всеукраинской психолоневрологической академии (до 1932 г. — Укра­инский психоневрологический институт) (сейчас - Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины) и кафедрой Харьковского педагогического ин-та (сейчас - Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды)(1930-1935). Вернувшись в 1936 г. в Москву, работал в Московском ин-те психологии и одновременно в ЛГПИ им. Н.К. Крупской. В 1940 защитил докт. дис: «Генезис чувствительности и основ­ные этапы развития психики», в 1941 г. получил звание профессора. В 1942—43 гг. Л. — научный руководитель эвакуацион­ного госпиталя на Урале. С 1943 г. — зав.лабораторией, затем отделом детской психологии Института психологии, а с 1949 г. — зав. кафедрой психологии МГУ. С 1966 по 1979 г. — декан фак-та психо­логии МГУ и зав. кафедрой общей психо­логии.

Научный вклад

Лейтмотивом научного творчества Л. на протяжении всей его жизни была раз­работка философско-методологических оснований психологической науки. Профессиональное становление Л. как учено­го произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л.С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психоло­ гию своими методологическими, теорети- 269 ЛЫШ'ГЫШ ческими и экспериментальными работа­ ми, заложившими основы новой психо­ логии. Своими работами конца 20-х гг. Л. также внес вклад в разработку созданно­ го Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики. Однако уже в начале 1930-х гг. Л., не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Вы­ готским о путях ее дальнейшего развития. Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то Л. более важ­ ным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизне­ деятельности. В работах Л. 30-х гг., опуб­ ликованных лишь посмертно, он стремил­ ся утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и по­ нять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докт. дис. была посвящена эволюции психического в жи­ вотном мире — от элементарной раздра­ жимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции «внешнее — внутреннее» Л. противопостав­ ляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориаль­ ную пару «процесс-образ». Л. разрабатыва­ ет категорию деятельности как действитель­ ного (в гегелевском смысле) отношения че­ ловека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуаль­ ным, а опосредованно отношениями с дру­ гими людьми и социокультурно выработан­ ными формами практики. Сама структура деятельности по своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в дея­ тельности и посредством деятельности, по­ служила основой многочисленных экспе­ риментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Л. и его сотруд­ никами в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новатор­ ских психолого-педагогических концеп­ ций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получи­ ли широкое распространение в педагоги­ ческой практике. К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разра­ ботка хорошо известных представлений Л. о структуре и единицах анализа дея­ тельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельнос­ ти различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт де­ ятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по кри­ терию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотно­ сящихся с условиями осуществления де­ ятельности. Для анализа сознания прин­ ципиально важной оказалась введенная Л. дихотомия «значение — личностный смысл», первый полюс которой характе­ ризует «безличное», всеобщее, социо­ культурно усвоенное содержание созна­ ния, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную непов­ торимым индивидуальным опытом и структурой мотивации. Во второй поло­ вине 1950-60-х гг. Л. формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой кон­ цептуальной основе принцип историчес­ кого развития психических функций. Практическая и «внутренняя» психичес­ кая деятельность не только едины, но мо­ гут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельнос­ ти, которая может переходить из внеш­ ней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компо­ ненты. В 1959 г. вышла первым издани­ ем книга Л. «Проблемы развития психи­ ки», обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленин­ ской премии. В 1960-70-х гг. Л. продол­ жает разрабатывать «деятельностный подход» или «общепсихологическую тео­ рию деятельности». Аппарат деятельнос- тной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рас­ смотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, по- 270 зволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Л. была выд­ винута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, глася­ щая, что для построения чувственных об­ разов необходима встречная активность органов восприятия. В конце 1960-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рас­ сматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием. В 1975 г. вы­ ходит книга Л. «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает фило- софско-методологические основания пси­ хологии, стремится «психологически ос­ мыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функ­ ционировании и строении психического отражения реальности, которое опосред­ ствует жизнь индивидов». Категория дея­ тельности вводится Л. в этой книге как путь преодоления «постулата непосредственно­ сти» воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который на­ шел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле «стимул — реак­ ция». Деятельность выступает как «моляр^ ная, не аддитивная единица жизни телесно­ го, материального субъекта». Ключевым признаком деятельности выступает ее пред­ метность, в понимании которой Л. опира­ ется на идеи Гегеля и раннего Маркса. Со­ знание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных со­ ставляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее инди­ видуальное сознание с общественным опы­ том или социальной памятью, и личност­ ный смысл, связывающий сознание с ре­ альной жизнью субъекта. Основанием для анализа личности также выступает деятель­ ность, вернее система деятельностей, осу­ ществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Л. вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие об­ раза мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой кар­ тины действительности и образов отдель­ ных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не ус­ пело получить какого-либо завершения. Л. создал обширную научную школу в психо­ логии, его работы оказали заметное влия­ ние на философов, педагогов, культуроло­ гов и представителей других гуманитарных наук. В 1986 г. было создано Международ­ ное общество исследований по теории дея­ тельности. Л.

Библиография работ

Автор книг: «Развитие памяти», М., 1931; «Восстановление движе­ ния», всоавт., М., 1945; «Избранные психо­ логические произведения», в 2-х тт., М., 1983; «Философия психологии», М., 1994.

Леонтьев А.А. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Леонтьев Алексей Алексеевич

Ссылки

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Леонтьев Алексей Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 269-271